Образовательный проект "Зелёные школы" (2024 - 2025)

 Образовательный проект

"Зелёные школы"

Это комплексный образовательный проект, направленный на формирование у воспитанников ценностного отношения к природе, повышение уровня экологической направленности образования, информированности по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, воспитание ответственного отношения подрастающего поколения к природе, формирование экологически грамотного поведения.

Цель образовательного проекта:

Формирование экологически грамотной личности, владеющей практическими навыками в экологическом и природоохранном направлении. 

Основные задачи образовательного проекта:

* актуализировать представления о видовом разнообразии растений и животных данной местности и условиях его сохранения и увеличения;

*формировать элементарные навыки рационального использования природных ресурсов (на примере использования воды, энергии);

*формировать навыки осознанной деятельности по охране окружающей среды;

*вовлекать воспитанников и их родителей (законных представителей) в общественно значимые действия и мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к её ресурсам;

*создавать условия для реализации познавательных, исследовательских, творческих способностей воспитанников;

*развивать познавательный интерес к миру природы;

*развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.

Реализация проекта "Зелёные школы" осуществляется по направлениям:

Анкета-заявка учреждения образования для участия в проекте «Зелёные школы»

1. Полное официальное название

 учреждения образования

Государственное учреждение образования «Детский сад № 19 г. Слуцка»

2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования

Жук Светлана Константиновна

3. Почтовый адрес учреждения образования

223610, Минская область, г. Слуцк, ул Социалистическая, д.7

4. Телефон (с кодом)

+375179565262

5. Факс (с кодом)

нет

6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования

Детский сад №19 г. Слуцка (slutsk-vedy.gov.by)

ds19@uoslutsk.by

7. Ф.И.О. педагогического работника, отвечающего в учреждении образования за работупо проекту «Зелёные школы»

Гяч Виктория Петровна

8. Контактный телефон педагогического работника, отвечающего в учреждении образования за работупо проекту «Зелёные школы»

+375445886455

9. Адрес электронной почты педагогического работника, отвечающего в учреждении образования за работупо проекту «Зелёные школы»

ds19@uoslutsk.by

10. Общая численность педагогических работников в учреждении образования

40

11. Общая численность учащихся в учреждении образования

200

12. С какого времени предполагается в учреждении образования реализация проекта «Зелёные школы»

С сентября 2024 (02.09.2024)

13. Ведётся ли в школе факультативный курс «Дикая природа Беларуси»

Нет

14. Есть ли при школе школьное лесничество

Нет

15. Есть ли в школе кружки,  клубы экологической направленности

Нет

16. Другие дополнительные сведения об учреждении образования, которые бы вы хотели сообщить

нет

свернуть

План работы 

План работы 

по реализации проекта «Зелёные школы»

 на 2024/2025 учебный год

Содержание задания

Даты выполнения

Участники проекта

Ответственный педагогический работник

Формы работы

1. Направление «Биоразнообразие»

Цель: активное вовлечение воспитанников, законных представителей в экологическую и природоохранную деятельность при изучении биоразнообразия территории государственного учреждения образования «Детский сад № 19 г. Слуцка».

Задачи:

-актуализировать представления о видовом разнообразии растений и животных территории учреждения и условиях его сохранения и увеличения;

-формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость;

-вовлекать воспитанников и их законных представителей в общественно значимые действия и мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к её ресурсам;

-развивать познавательный интерес к миру природы;

-развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.

1.1

Изучение разнообразия типичных и нетипичных деревьев и кустарников, типичных (коренных растений природной флоры данной местности)

 

Сентябрь

 

 

Воспитанники   старших групп

 

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

Занятия по образовательной области «Ребенок и природа»:  «Мы – друзья природы»

Художественная деятельность (аппликация) «Сезонное дерево» (осень)

Наблюдения: «Дерево в осеннем наряде», «Сравнение куста и дерева», «Сравним деревья»

Экскурсия по экологической тропе  «Деревья детского сада»

Игра-поиск «Решение экологических проблем»

Подвижная игра «С какого дерева листок»; 

Выставка букетов из опавших листьев «Был листочек- стал букетик»

Создание карто-схемы территории участка учреждения дошкольного образования и прилегающей к нему территории с обозначением типичных видов деревьев и кустарников.

Занятие по образовательной области «Изобразительное искусство» (нетрадиционная техника рисования)  «Зимний лес»; 

Занятие по образовательной области «Изобразительное искусство» (рисование) «Кусты и деревья весной»

Наблюдение: «Весенние первоцветы»

Наблюдение «Клумба для бабочек»

 

1.2

Изучение видового разнообразия дикорастущих травянистых растений на территории учреждения 

 

Октябрь 

 

Март-апрель

Апрель

Май

Воспитанники  

старших групп

 

Конопляник О.А.

 

Грущак О.А.

Конопляник О.А., Ефремкина А.А.

 

Экскурсия «Дикорастущие растения территории учреждения образования осенью»

Квн-игра «Знатоки растений»

 

Трудовая деятельность: «Огород на подоконнике» 

Занятие по образовательной области «Ребёнок и природа»-«Путешествие в страну лекарственных растений»

Отгадывание загадок о лекарственных растениях с помощью объекта экологической тропы «Зеленая аптека» 

 

1.3

Изучение разнообразия птиц на территории учреждения дошкольного образования и прилегающей к учреждению дошкольного образования территории

Октябрь 

 

Декабрь -март 

 

Январь

 

Апрель- май 

 Март

 

Воспитанники   старших групп

 

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

Занятие по образовательной области «Ребенок и природа» «Узнай птицу по голосу» 

Акция “Осенние наблюдения за птицами”  

 

Участие в акции «Покормите птиц зимой»Занятие по образовательной области «Ребенок и природа» «Зимующие птицы»

Обозначение на картосхеме мест наблюдения птиц, размещение изображения каждого вида птиц  рядом с картосхемой.

Фоторепортаж-выставка (с участием родителей) «Птицы моей страны»

 

1.4

Изучение разнообразия наземных насекомых на территории учреждения дошкольного образования и прилегающей к нему территории

 

Апрель- май 

Воспитанники   старших групп

 

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

Занятие по образовательной области «Ребенок и природа» «Насекомые» 

Создать и разместить на территории учреждения дошкольного образования «Домик для насекомых»

 

Наблюдение «Насекомые на участке»; 

 

Рассматривание альбома «Насекомые».

Изготовление буклета для родителей «Полезные насекомые».

Выступление воспитанников перед родителями «Полезные насекомые» с пользованием буклета

Выставка работ детского творчества «Самая красивая бабочка»

Обозначение мест наблюдения насекомых на картосхеме,  разместить изображения каждого вида насекомых.

1.5.

Анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения дошкольного образования 

и разработать план действий по увеличению биоразнообразия   на территории детского сада

Ноябрь 

 

Апрель- май

Воспитанники   старших групп

 

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

Занятие по образовательной области «Ребёнок и природа»- «Природа ближайшего окружения»

 

Составление плана действий по    увеличению биоразнообразия  на территории учреждения дошкольного образования.

1.6

Изготовление и размещение кормушек для птиц, организация регулярной подкормки птиц

Декабрь-февраль  

Воспитанники   старших групп

 

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

Изготовление кормушек совместно с родителями «Новые столовые» 

Акции «Покормите птиц зимой»

Акция «Зимние учёты птиц»

Конкурс «Лучшая кормушка для птиц»

 

1.7

Создание и размещение на территории учреждения дошкольного образования искусственных гнездовий для птиц

 

Март

 

Март

 

Апрель

Воспитанники   старших групп

 

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

Консультация для родителей «Зачем нужны скворечники (синичники, дублянки)?»

 

 Экологическая акция по изготовлению скворечников «Сделай по дворцу, каждому скворцу»

Обозначение на картосхеме территории учреждения образования скворечников

Фоточелендж «Птицы в гостях у детей»

 

 

1.8

Посадка деревьев и

кустарников

 

Март-апрель 

Воспитанники   старших групп

 

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

Акция «Посади дерево»

Беседа с воспитанниками: «Как ухаживать за посаженными деревьями»

Обозначение на картосхеме территории участка учреждения дошкольного образования с обозначением типичных видов деревьев и кустарников посаженных деревьев

2. Направление «Энергосбережение»

Цель: приобщение воспитанников, родителей к рациональному энергопотреблению.

Задачи:

-изучать потребление электроэнергии в учреждении дошкольного образования и дома и способов его сокращения;

-вести работу по пропаганде энергосбережения. 

2.1

Изучение потребления электроэнергии в учреждении дошкольного образования

Октябрь

-ноябрь 

Воспитанники   старших групп

 

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

Игра-занятие «Путешествие в страну электричества»

 

Беседа с воспитанниками «Энергосберегающая лампочка» 

 

Экспериментальная деятельность «Где живет электричество?»,

Обозначение на схематическом плане основных приборов, потребляющие электроэнергию.

Составить отчет по результатам изучения

 

2.2.

Изучение расходования тепла в учреждении дошкольного образования

октябрь

 

декабрь

 

Воспитанники   старших групп

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

Беседа «Экономим тепло»

 

На схематическом плане здания учреждения дошкольного образования указать места потерь тепла.

2.3

Анализ ситуации по эффективности использования энергии в учреждении дошкольного образования и составление плана действий по сбережению тепла и электроэнергии в учреждении дошкольного образования на год

 

Декабрь

 

Январь

 

Февраль

Воспитанники   старших групп

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

Памятка для родителей руками детей «Экономия электроэнергии и тепловой энергии»

Проанализировать ситуацию по эффективности использования энергии в учреждении дошкольного образования

Составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии в учреждении дошкольного образования на год.

2.4

Реализация плана и мониторинга эффективности действий по энергосбережению в учреждении дошкольного образования

 

Январь

 

февраль

 

Воспитанники   старших групп

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

Съемка видеоролика по энергосбережению

 

Книжка-малышка «Энергосберегалка»

Составление отчёта о действиях по уменьшению энергопотребления в учреждении дошкольного образования, их эффективность.

2.5

Изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработка семейных памяток по рациональному использованию электроэнергии и тепла дома (совместно дети с родителями (законными представителями))

 

Март

 

Воспитанники   старших групп

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

Семейные памятки по рациональному использованию электроэнергии дома (совместно дети с родителями) в рамках семейного клуба «Очумелые ручки»

 

Творческий проект  “Экономим энергию и тепло в доме”

 

3. Направление «Водосбережение»

Цель: формирование навыков водосбережения.

Задачи

-сформировать представления о воде, источниках пресной воды, значении воды в жизни человека;

-сформировать навыки простейших способов сохранения воды.

3.1

Изучение потребления воды в учреждении дошкольного образования

Ноябрь

 

Февраль

 

Воспитанники   старших групп

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

Конкурс рисунков «Где живут капли в детском саду»

 

Занятие по образовательной области «Ребенок и общество» «Вода-источник жизни на Земле»

 

Проведение опытов и экспериментов с водой

3.2.

Анализ ситуации по эффективности использования воды в учреждении дошкольного образования и составление плана действий по ее сбережению

Октябрь 

Воспитанники   старших групп

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

Исследовательская деятельность «Где мы встречаем воду, какая она?» «Где живет капелька»

На картосхеме учреждения отметить места потребления воды в учреждении

 

Составление плана действий по сбережению воды в учреждении дошкольного образования

3.3

Реализация плана действий по рациональному использованию воды в учреждении дошкольного образования, проведение мониторинга эффективности этих действий

Октябрь 

 

Ноябрь  

Воспитанники   старших групп

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

Акция «Каждая капля дорога»

Создание книжек-малышек «Как мы бережем воду» 

Дидактическая игра «Полезные советы: как сохранить воду»

Беседа с воспитанниками «Береги воду»

Экспериментальная деятельность "Загрязнение воды. Способы очищения воды"

 

3.4

Изучение потребления воды дома. Разработка семейных памяток по рациональному использованию воды и ее сбережению дома (совместно дети с родителями (законными представителями))

Май 

Воспитанники   старших групп

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

План-действий по сбережению воды «Как мы экономим воду дома»

Выставка памяток «Воду все мы бережем – замечательно живем»

4. Направление «Обращение с отходами»

Цель: формирование представление о простейших способах уменьшения отходов.

Задачи:

-сформировать первоначальные представления о бытовых отходах; 

-обучать раздельному  сбору бытовых отходов.

4.1

Формирование представлений о бытовых отходах, простейших способах уменьшения загрязнения окружающей среды, раздельном сборе бытовых отходов

Январь-февраль

 

Воспитанники   старших групп

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

 Серия игр-занятий по направлению работы «Обращение с отходами» (с тетушкой Совой)

 

Наблюдение-исследование «Откуда берется мусор»

Создание  дидактической игры «Сортировка отходов»

Игровой практикум «Сортируем мусор»

4.2

Изучение состава образующихся в учреждении дошкольного образования, дома отходов и анализ источников их образования

Февраль 

Воспитанники   старших групп

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

Составление отчета по результатам изучения с указанием источников и состава отходов

 

Разработка семейных памяток по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях

4.3

Разработка и реализация плана действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении дошкольного образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья

Ноябрь -апрель 

Воспитанники   старших групп

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

Составление плана действий по минимизации отходов в учреждении дошкольного образования

 

Акция «Сдай макулатуру – спаси дерево» Акция «По сбору металлолома»

Конкурс поделок из бросового материала «Классные штучки из мусорной кучки».

 

Практическая деятельность(опыт-эксперимент)"Если закопать в землю мусор, что произойдет?" 

 

Природоохранная акция «Новая жизнь в обмен на крышечки»

 

5.Качество атмосферного воздуха

Цель: привлечение внимания детей и родителей к проблеме загрязнения атмосферного воздуха (основных причинах и источниках его загрязнения, действиях по сокращению этого загрязнения)

Задачи:

-формировать умения определять состояние атмосферного воздуха по состоянию листьев;

-формировать умение определять степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков.

 

.5.1.

Разработать и вести дневник, календарь наблюдений за погодой

В течение года

Воспитанники   старших групп

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

Проведение наблюдений за погодой, фиксация результатов

55.2.

Провести наблюдение за состояние атмосферного воздуха на территории детского сада 

май

Воспитанники   старших групп

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

1.Занятие по изучению основных причин и источников загрязнения атмосферного воздуха, действий по сокращению этого загрязнения «Что такое атмосферный воздух?»

2.Исследовательская деятельность: проведение наблюдения-опытов

55.3.

Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков

Декабрь-февраль

Воспитанники   старших групп

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

1.Исследовательская деятельность: проведение опытов по определению степени загрязнения атмосферного воздуха

2.Исследовательская деятельность: проведение опытов по определению степени загрязнения атмосферного воздуха на территории детского сада 

55.4.

Выявить причины загрязнения атмосферного воздуха 

апрель

Воспитанники   старших групп

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

1.Совместное с детьми определение основных причин и источников загрязнения атмосферного воздуха на территории детского сада

6. Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»

Цель: информирование воспитанников и родителей по вопросам экологически грамотного поведения в природе и обществе.

Задачи:

-проводить информационно-экологические мероприятия; 

-выдвигать природоохранные инициативы, участвовать в экологических конкурсах, проектах, акциях.

6.1

Подготовка наглядного природоохранного информационного материала, созданного воспитанниками, для родителей 

 

Март –май 

Воспитанники   старших групп

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

Семейные памятки «Только вместе, только дружно», для организации просветительской работы с родителями.

6.2

Подготовка, организация и проведение информационных экологических мероприятий для местного населения: праздников, выступлений перед общественностью (на родительских собраниях, в близлежащих учреждениях общегосреднего образования, младших и средних группах учреждения дошкольного образования) и др. (не менее одного раза в год)

Сентябрь - май 

Воспитанники   старших групп

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

Родительское собрание «Знай, люби свой край, природу люби и не обижай» (об участии в проекте «Зеленые школы»)

 

Анкетирование родителей «Умею ли я экономить воду?», «Как Вы сортируете мусор?», «Экономите ли Вы электроэнергию?»

Акция «Каждой батарейке домик»

Акция «Наш теплый детский сад»

Акция «День Земли «Экоассорти»»

Акция «Чистый двор- чистый агрогородок»

Театральная постановка «Защитники природы»

Экологический праздник «Мы природу бережем»

 

6.3

Проведение экологических акций с привлечением местного населения и освещение их в средствах массовой информации (не менее одного раза в год)

Март-май 

Воспитанники   старших групп

Грущак О.А., Ефремкина А.А., Конопляник О.А.

Освещение  акций и мероприятий  на сайте учреждения, в средствах массовой информации 

Акция «Сдай макулатуру – спаси дерево»

Акция «Мудрые мысли о природе»

Акция «Крышечки вместо денег»

 

 

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: