Физкульт - Ура!

Что нужно знать родителям?

 

Одним из важных и, наверное, главных условий всестороннего формирования личности ребенка является обеспечение нормальным физическим развитием. Что нужно делать, чтобы укрепить и сохранить здоровье ребенка, развить его физические качества и способности, повысить сопротивляемость организма к болезням? Чтобы ответить на все эти вопросы, мы должны знать, что для обеспечения нормального физического развития необходимо соблюдение гигиенического режима, т. е. рациональное, в соответствии с возрастными особенностями детей распределение времени для сна, еды, различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Надо, чтобы в семье, так же как и в детском саду, выполнялось основное требование режима — точность во времени и правильное чередование режимных процессов, смена одних видов деятельности другими. Чтобы родители сознательно стремились к выполнению этого требования, им следует знать о значении режима в жизни ребенка, что он строится с учетом анатомо-физиологических особенностей детей. В дошкольном возрасте у ребенка в коре больших полушарий головного мозга легко образуются различные временные связи. Это так называемые условные рефлексы, которые со временем закрепляются и часто остаются на всю жизнь в виде устойчивых навыков и привычек поведения человека. Эти привычки могут быть полезными и вредными. Например, привычки беспорядочно принимать пищу, ложиться спать в различное время и в будущем может привести к расстройствам пищеварительного тракта, нарушениям нормальных функций нервной системы. В то же время привычка в одно и то же время есть, не только способствует хорошему аппетиту, но и лучшему усвоению пищи организмом.

Систематическое чередование различных видов деятельности создает необходимый ребенку режим отдыха, умственной и двигательной нагрузки, Дети постепенно привыкают к смене отдельных элементов режима, и привычный ритм жизни начинает положительно влиять на их самочувствие, настроение и поведение: повышается работоспособность, интенсивнее усваиваются знания, дети меньше утомляются, активнее проявляют себя в различных видах деятельности.

Организация и повседневное выполнение режима жизни ребенка дома способствуют не только укреплению его здоровья и нормальному физическому развитию, но и воспитанию таких необходимых качеств, как организованность, дисциплинированность, умение подчинять свои желания требованиям окружающей жизни.

Привычная смена элементов режима не вызывает у детей отрицательных эмоций даже в том случае, если приходится переключаться с одного, более интересного вида деятельности на другой, менее увлекательный.

Родителям следует знать, что выполнение режима – это прежде всего укрепление нервной системы ребенка. И не только ребенка младшего дошкольного возраста, у которого нервная система особенно ранима и ее процессы неустойчивы. Это в полной мере относится и к старшим дошкольникам. Если ребенок возбужден, капризен, раздражителен, переход его в школу сопряжен с дополнительными трудностями.

Некоторые родители переоценивают возможности детей, особенно старших дошкольников, считая, что они уже достаточно выросли и окрепли. Нарушая режим, такие родители разрешают детям позже лечь спать, не отдыхать днем, подольше посмотреть телевизор или посидеть за столом с гостями. Необходимо предостеречь их от этого. Систематическое переутомление истощает нервную систему, ребенок раздражается, капризничает. Постепенно такое поведение входит в привычку.

От того насколько родители внимательно относятся к соблюдению режима, во многом зависит бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное состояние ребенка. Засиделись гости, ребенка вовремя не положили спать. «Ничего, быстрее заснет», — думают родители. Но нервная система малыша перенапряглась, он капризничает, не слушается, плачет, долго вертится в постели, заснув, вскрикивает во сне. На следующий день он не хочет вставать, отказывается идти в детский сад. Или другой пример: мама с утра занята приготовлением воскресного обеда. Она хочет вкусно всех накормить, доставить тем самым удовольствие близким. Как следует не позавтракав, в ожидании заманчивого обеда дети перекусывают «на ходу». Время их обеда прошло, давно наступила пора дневного отдыха. И, когда все торжественно усаживаются за стол, дети отказываются от еды. Мама искренне расстроена: она так хлопотала! Что можно посоветовать маме? — в следующий раз в подобном случае обязательно покормить детей чем-нибудь в обеденное время, уложить спать, а обед для всей семьи организовать после дневного сна.

Важно не только вовремя накормить и уложить спать ребенка. Время пребывания его дома должно быть, так же как и в детском саду заполнено интересными играми, различными занятиями, выполнением посильных трудовых обязанностей. Это приучает детей к самостоятельной деятельности, проделанным нормам поведения. Для этого родителям надо знать, как правильно организовать быт ребенка. Рационально чередовать занятия, отдых, выделить время, для выполнения трудовых поручений различного вида развлечений и забав.

Неравномерная занятость взрослых членов семьи в зависимости от характера работы (сменная, суточная, сезонная) иногда создает дополнительные трудности в организации и постоянном выполнении режима жизни детей. Воспитатель может прийти на помощь этим родителям, учитывая специфику жизни каждой отдельной семьи, построить режим ребенка дома.

Потребность во сне у ребенка значительно большая, чем у взрослого, и чем ребенок младше, тем количество часов для полного удовлетворения этой потребности возрастает. Так продолжительность сна ребенка первых трех лет – 14-15 часов в сутки. Для детей 4-7 лет достаточно 11-12 часов.

В то же время обращаю внимание родителей на то, что количество часов сна, необходимое каждому ребенку, должно колебаться не только в зависимости от возраста, но и с учетом ряда других факторов. Например, при пребывании его длительное время в шумной обстановке, в большом детском коллективе потребность в сне увеличивается. Более подвижный, легко возбудимый или истощенный ребенок также нуждается в более продолжительном сне, чем спокойный, упитанный, флегматичного темперамента.

Но важно не только количество часов, проведенных ребенком в постели. Для того чтобы указанное выше количество часов сна было достаточным и обеспечивало полноценный отдых, необходимо соблюдение определенных правил и создание благоприятных гигиенических условий.

Важно, чтобы дети ложились в постель, засыпали и просыпались в определенное время. Если процедура приготовления ко сну носит постоянный характер (уборка игрушек, умывание, пожелание спокойной ночи и т. д.) она действует на ребенка успокаивающе, он быстро засыпает, сон его глубок и спокоен. Перед тем как уложить детей спать, нужно обязательно проветрите помещение, создайте по возможности тихую обстановку. Бытующее среди некоторых родителей мнение, что нужно приучать ребенка спать под любой шум, крайне ошибочно. Конечно это не значит, что ребенок должен спать в абсолютной тишине. Но громкие разговоры, шум, яркий свет не только мешают заснуть, но и делают сон детей неглубоким, беспокойным.

Детей следует приучать ежедневно застилать свою постель. Сначала ребенок лишь помогает взрослым. К 4-5 годам он должен уметь делать это самостоятельно и без напоминаний. Питание в семье должно быть таким же разнообразным и калорийным как в детском саду. Все компоненты, входящие в пищу (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода, должны содержаться в дневном рационе ребенка в достаточном количестве и правильном соотношении.

Очень важно, что бы родители знали правила хранения продуктов и приготовления пищи. В пищу ребенку должны поступать только свежие, высококачественные продукты. Обращаю внимание родителей и на количество пищи, принимаемое ребенком единовременно. Излишний ее объем обременяет пищеварительный тракт, может вызвать болевые ощущения и даже нарушения его функций, если перегрузка происходит систематически. Недостаточное количество пищи, съедаемое ребенком, не дает чувства насыщения, оставляет неудовлетворенной потребность организма. Необходимо напомнить родителям и об эстетике оформления блюд и сервировке стола.

В физическом воспитании особое место отводится закаливаю организма ребенка. Заостряю внимание, что в укреплении детского организма играют роль не только специальные закаливающие процедуры. Важным условием закаливания прежде всего является, как можно большее пребывание детей на воздухе. Детям обязательно необходимо гулять на воздухе в любую погоду. Вечернюю прогулку родителям нетрудно организовать: она не требует длительного времени и всегда привлекает детей. После такой прогулки у ребенка появляется хороший аппетит, бодрое настроение, Дети быстро засыпают и спят более глубоко. Умывание и мытье рук прохладной водой также относится к повседневному закаливанию. Занятия физической культурой должны стать в семье традицией, лишь тогда они принесут пользу.

Совместные с родителями игры, спортивные развлечения, прогулки и экскурсии на свежем воздухе укрепляют здоровье детей, развивают физические способности. Утренняя гимнастика обязательна и в те дни, когда ребенок не пошел в детский сад. Физические упражнения, подвижные игры рекомендую проводить в различное время. Но целесообразнее делать это в первой половине дня, так как к вечеру дети устают. Кроме того, излишнее возбуждение неблагоприятно влияет на сон ребенка. Заостряю внимание на том, что не следует заниматься с детьми физическими упражнениями, организовывать подвижные игры с большой мышечной нагрузкой непосредственно после еды. Активная деятельность ребенка в силу его быстрой утомляемости и отсутствия самоконтроля должна находиться под постоянным наблюдением взрослых. Нельзя допускать излишнего переутомления детей. В то же время малоподвижных, пассивных ребят надо побуждать к различного рода физическим упражнениям.

Во многих семьях занятия физической культурой, подвижные игры проводятся совместно со взрослыми. Этот опыт следует широко пропагандировать, так как такие занятия не только развивают ребенка физически, но и имеют огромное воспитательное значение: повышают авторитет взрослых, желание подражать им, способствуют складыванию дружных, доброжелательных взаимоотношений, воспитывают любовь к физической культуре, создают бодрую, дружную обстановку в семье. В каждой семье должны быть: мячи, скакалки, кегли, бадминтон,  санки.

Будьте здоровы!

свернуть

Спортивное оборудование и двигательные игрушки для занятий физкультурой в домашних условиях

Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие "здоровый быт" включает в себя разумный, твердо установленный режим, закаливание, правильная организация спортивного оборудования и двигательных игрушек для занятий физкультурой в домашних условиях.

Родители, которые обустраивают спортивный уголок для своего малыша, поступают очень разумно.Ведь дети себя комфортнее чувствуют в своей комнате, где все им знакомо, именно поэтому занятия физической культурой лучше начинать в домашней обстановке. Благодаря спортивному уголку, ребёнок будет здоров и физически развит.

Скакалка - замечательный спортивный снаряд, можно использовать индивидуально и в групповых играх. Развивают координацию, выносливость, внимательность.

Кегли - развивают меткость, ловкость, глазомер, координацию. Играть в кегли можно как на улице, так и в помещении. Цель игры - сбить как можно больше кеглей за один бросок.

Кольцеброс - развивает меткость, ловкость, глазомер. Играть можно в помещении и на свежем воздухе.

Фитболы-мячи - С помощью фитбола можно воздействовать на различные группы мышц, тренируя тем самым и укрепляя их. Мячи имеют различные размеры и расцветки, что позволяет подобрать для каждого ребёнка индивидуальный мяч в соответствии с его ростом, весом и, конечно же, цветовыми предпочтениями.

Обруч - это простой и вместе с темэффективный тренажер для детей. Он развивает координацию движений, гибкость, силу, чувство ритма, артистичность. Кроме того, гимнастические обручи укрепляют вестибулярный аппарат ребёнка. Обруч пластмассовый плоский имеет несколько вариаций размеров, что позволяет подобрать индивидуальный спортинвентарь для каждого ребёнка в зависимости от роста и веса.

Мяч - игры с мячом это одной из самых распространенных и любимых детских занятий. Дети разных возрастов с удовольствием играют в мяч на уличной площадке, в ванной, бассейне или на пляже. Такие игры способствуют развитию глазомера, координации движений, ловкости и двигательной активности.

Гимнастическая стенка - занятия на ней способствуют укреплению всех групп мышц, связок, суставов, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов; развивают физические качества: ловкость, быстроту, гибкость, общую выносливость.

свернуть

Прививаем интерес к занятиям физкультурой

Заставлять здорового ребенка заниматься физкультурой не нужно – он сам нуждается в движении и выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, сильный, сколько он уже умеет.


Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благо-приятные условия. Кроме похвалы и поощрения, стимулом для детей может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой (чтобы он не был похож на неуклюжего медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети и т. д.).
Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разно-образные игрушки и предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки, лыжи, надувные игрушки, качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют, естественно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь катать, бросать, безопасно лазать, качаться и т. п.

К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного двигательного развития ребенка, поэтому родителям следует создать все необходимые условия на улице, покупать разнообразные игрушки, которые бы непосредственно побуждали детей двигаться. В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на природе, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.
Оптимистом, это уже немало! Очень важен эмоциональный фон занятий.
Учтите, что у ребенка свои критерии в оценке любого дела: понравилось или не понравилось, было весело или скучно, получалось или нет. Для него важна и ваша оценка. Если мама сказала: «Молодец, у тебя все получится», – значит, так оно и есть!
• В непринужденной обстановке любое дело – в удовольствие. Поэтому больше улыбайтесь и шутите.
• Хорошая музыка создает настроение и задает ритм движений.
• Важно, чтобы каждое движение кроха выполнял с удовольствием и без лишнего напряжения.
• Чаще хвалите вашего маленького спортсмена за успехи

свернуть

Движение в радость

 

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым, весёлым, физически развитым. Формирование важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребёнка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Движения всесторонне влияют на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающего детского организма.

Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма,  углубляют дыхание, улучшают лёгочную вентиляцию. И напротив, недостаток движений (гиподинамия) вызывает изменения в центральной нервной и эндокринной  системах, приводящих к эмоциональной напряженности и неустойчивости, нарушению обмена веществ в организме, и также к уменьшению функциональных возможностей сердечнососудистой, дыхательной систем и , следовательно, к снижению работоспособности.

Дети должны усваивать показанное взрослым движение и уметь действовать в соответствии с образом также ловко , быстро, технически правильно. Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть), самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от условий, сложившихся в данный момент.

Для разностороннего развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных  видов движений, использование их дошкольниками.

Прыжки, упражнения в ходьбе и беге способствуют при определенных условиях формированию важного для жизни качества – выносливости.

Важна роль постоянного примера  окружающих  его взрослых, родителей, воспитателей, старших сестер и братьев и сестер для поддержания стремления заниматься ежедневно физическими упражнениями, зарядкой. Старшие дошкольники интересуются результатами своих действий: научился отбивать мяч, прыгать через скакалку, забивать мяч в баскетбольное кольцо.

Особый интерес у детей вызывают действия со спортивным инвентарем: санки, лыжи, коньки, велосипед, самокат, роликовые коньки. Причем ребенок может заниматься долгое время, что способствует выработке выносливости, укреплению различных мышечных групп, координации движений, развитию равновесия.

Имеет большое значение отношение родителей к физическим упражнениям. Их положительный пример существенно влияет на стремление детей заниматься физкультурой и спортом в свободное время всей семьей. Формы здесь бывают разные: туристические походы пешком и на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

За последние годы значительно возрос интерес к более широкому использованию движений в самостоятельной деятельности детей, особенно во время прогулок. Поэтому родителям надо знать  определенные требования к развитию движений ребенка в домашних условиях:

  • изучать двигательные способности ребёнка, его желание овладеть движением, стремление действовать активно, самостоятельно;
  • подбирать участников игр (из числа сверстников, детей старшего и младшего возраста);
  • подготавливать комплексы зарядки с учетом индивидуальных особенностей ребёнка, состояния здоровья и в зависимости от уровня развития движений.

Воспитывая у детей потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития.

свернуть

Когда ребенка можно отдать в спортивную секцию?

 

Малыш растет. С каждым новым днем он открывает для себя новые возможности. Однако каждого родителя интересует не только комплексное развитие ребенка. Ведь не далек тот момент, когда малыш вступит в сложный подростковый возраст. И чтобы данный этап прошел не так болезненно, надо занять ребенка. Найти для него любимое дело, которому он посвятит самого себя.

Некоторые, пытаясь найти для малыша путь, чуть ли не самого рождения начинают записывать его в различные секции. Только ребенок начал ходить — вот ему скакалка гимнастическая. Как только начал бегать — электрическая беговая дорожка. Другие, наоборот, стараются ничего не делать, надеясь, что когда ребенок подрастет, он сам выберет для себя занятие по душе.

С последними нельзя не согласиться. Однако тут надо помнить, что вряд ли ребенок может что-то выбрать, не попробовав это заранее. Значит, надо малыша знакомить с миром спорта и увлечений. Быть может вначале он будет всего лишь пассивным зрителем, но это тоже необходимый этап.

Считается, что с самого рождения — буквально с 9 месяцев — ребенок может заняться плаванием, естественно под наблюдением родителей. Будут ли занятия проводиться вами самостоятельно или вы пойдете на специальные групповые курсы — решать вам.

С года ребенка можно отдать на детский фитнес. Комплекс упражнений поможет развить мелкую моторику, координацию движений, что очень поможет в дальнейшем.

С 2-2,5 лет во многих дошкольных заведениях принимают ребятишек на танцы. Малышей учат слушать музыку, двигаться под нее и выполнять простейшие движения. Определенная очередность этих движений позволяет развивать двигательную память.

С четырех лет появляется более широкий круг занятий. Можно отправить малыша на фигурное катание или художественную гимнастику. К этому времени косточки достаточно окрепнут, так что можно не бояться того, что под влиянием нагрузок произойдет их деформация. Однако не всем такие занятия подойдут. Так, например, если ваш ребенок плохо идет на контакт со взрослыми и не отличается особой смелостью и целеустремленностью, то ему будет не только сложно найти контакт с тренером, но и выполнять порой трудные задания. Хотя бывают исключения, когда именно эти трудности и организуют малыша.

Если ваш ребенок подвижен, то лучше его отдать в групповой спорт — футбол, хоккей, баскетбол. Если ваш малыш холерик, то лучший выбор — восточные единоборства, где можно научиться концентрировать внимание и быть организованным. А вот бокс лучше оставить на более поздний возраст, хотя перчатки для бокса можно купить для домашних занятий. Вплотную заниматься этим спортом лучше с 10 лет, когда ребенок уже достаточно хорошо контролирует свое тело и умеет отличать за поступки. Все-таки это достаточно опасное и серьезное боевое искусство.

В секцию тенниса ребят принимают с 4-5 лет.

Хотя, если говорить начистоту, то сейчас можно увидеть объявления, когда и фигурному катанию, например, начинают учить чуть ли не с двух лет… Однако не спешите радостно бежать записываться в секцию. Подумайте сами: нужно ли вам это. Ведь подобрать коньки для малыша в таком возрасте крайней сложно, а это значит, что вместо удовольствия он будет постоянно страдать от неудобной обуви, которая к тому же может стать причиной серьезной травмы

свернуть

Как научить ребёнка следить за своей осанкой

Правильная осанка и, как следствие, здоровый позвоночник – это основа здоровья всего организма человека в целом. Поэтому каждый родитель должен задаться целью научить своего ребенка с самого раннего детства правильной осанке, так как здоровый позвоночник станет залогом долгой и счастливой жизни нового человека.

Чтобы ваш ребенок в будущем не испытывал проблем, необходимо научить его заботиться о своей спине. Сделать это несложно, если следующие правила станут постоянными спутниками вашей жизни. Это самая традиционная профилактика, но ей нужно заниматься постоянно.

1. Залогом здорового позвоночника станет постоянная физическая нагрузка. Это ежедневная гимнастика и умеренные физические упражнения, которые направлены на укрепление мышц спины. Мышцы поддерживают позвонки и позвоночные диски, поэтому именно они играют ведущую роль при укреплении позвоночника.

2. Сделайте дома «Стену осанки» и периодически в игровой форме побуждайте ребенка проверять на ней свою осанку. Помимо этого напоминайте о соблюдении правильного положения спины при разных положениях тела. Нормальной осанкой считается прямое положение спины и головы, симметричное положение лопаток, надплечниц, ягодиц, одинаковая длина конечностей.

3. Ребенка трудно заставить постоянно контролировать себя и держать осанку, поэтому используйте игры, в которых заданием является соблюдение правильного положения спины.

4. Сон вашего ребенка должен быть качественным и здоровым, а кровать должна способствовать формированию правильной осанки. Неправильное сутулое положение тела во время сна может отрицательно сказаться на здоровье позвоночника малыша, поэтому выбирайте жесткий матрац из натуральных материалов.

5. Дополнительной лишней нагрузкой на внутренние органы и позвоночник является лишний вес. Поэтому если у вас имеются сомнения в весе вашего ребенка, обратитесь к педиатру.

6. Побольше гуляйте вместе на свежем воздухе! Движение и свежий воздух творят чудеса!

свернуть

Плоскостопие у детей дошкольного возраста

Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением, ведь это значит заложить фундамент в развитие здорового поколения в будущем.

     Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклон пятки внутрь. Свод стопы начинает формироваться в период активной ходьбы и должен быть сформирован к 3 годам.

     Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребёнка.

     Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они прилегают друг к другу. На подошве у детей сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что не редко приводит к диагностическим ошибкам. Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформациям.

     Мышцы стопы относительно слабо развиты,  но играют важную  роль в укреплении свода стопы. Суставно – связочный аппарат стоп ещё не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объём движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большей эластичности мышечно – связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. Одним из частых симптомов плоскостопия является боль в стопе. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно – связочного аппарата стопы. Плоскостопие  чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит.  

     Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, её формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновении тех или иных функциональных отклонений. Следовательно, работа по профилактики плоскостопия необходимо проводить в детском саду и в домашних условиях. Мы предлагаем вам, уважаемые родители, разнообразные традиционные  упражнения и упражнения в игровой форме для  профилактики плоскостопия.

Традиционные упражнения для профилактики плоскостопия

Такие упражнения для профилактики подходят не только детям, но и взрослым. В положении лежа на спине:

  • Дошколята сгибают и разгибают стопы с максимально возможной амплитудой, задерживая их на несколько секунд в крайнем положении.
  • Дети «крутят» в воздухе педали велосипеда, делая особый упор на правильность выполнения движения стопами.
  • Пальчики на ногах сжимаются и разжимаются, образуя веер.
  • Стопами прямых ног обхватывается мячик и перекладывается за голову. Затем возвращается обратно.

В положении сидя на стуле:

  • С прямых стоп переходить на носочки и обратно.
  • Собирать разбросанные предметы разной величины пальцами ног.

В положении стоя:

  • Дети ходят друг за другом то на пятках, то на носочках, то на внутренней стороне стопы, то на внешней.
  • Ходьба на носках, но не стоя, а в полуприседе.
  • Ходьба по гимнастической палке. Для крох дошкольного возраста в младшей группе можно использовать обручи: стопы кладутся поперек или каждая нога по очереди катает этот обруч.

Занятия обычно проходят с использованием специального инвентаря. Ребристые дорожки, небольшие надувные мячи, обручи, простынки, полусферы.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста – упражнения в игровой форме

Игровые упражнения для профилактики плоскостопия могут проводиться или утром во время гимнастики, или в свободное время с воспитателем, или на обычном занятии по  физкультуре. В результате укрепляются мышцы свода стоп, повышается их тонус.

свернуть

Учим ребенка кататься на велосипеде

 

Привлекать детей к спорту целесообразно с дошкольного возраста. Чем раньше каждый ребёнок начнет развиваться физически, тем здоровее и крепче будет наша нация. Ведь судьба человека во многом зависит от его деятельной активности и круга общения: будет он сидеть за компьютером или играть во дворе, общаясь с энергичными, творческими , здоровыми и крепкими ребятами.

Дошкольное физическое воспитание закладывает основы техники двигательных действий и воспитывает физические качества. Среди координационных способностей наибольшее значение при различных передвижениях дошкольника приобретает способность к сохранению динамического равновесия, в том числе и на ограниченной опоре. И самое эффективное  средство воспитания данной способности – передвижение на велосипеде.

Умение кататься на велосипеде относится к таким умениям, научившись которым, вы не забудете их и не разучитесь никогда. Даже если пройдет много времени, вы совершенно свободно сядете на велосипед и поедете.

Период обучения не всегда и не для всех проходит легко и быстро. Слёзы и ссадины – дело обычное для такого процесса. Обучая ребёнка езде на велосипеде, многие родители иногда бегут рядом. Этот способ страховки наиболее подходящий, поскольку дети, чувствуя поддержку взрослого, быстрее учатся кататься. Инструктору (маме или папе) не нужно держать велосипед за руль, седло или другую часть, так как ребёнок не чувствует устойчивости велосипеда, у него дольше формируется чувство устойчивого равновесия – ведь искать баланс нет необходимости. При таком методе обучения утрачивается самоконтроль за велосипедом. Родителю лучше всего находиться позади ребёнка, придерживая его за плечи. Не нужно руководить ездой, просто следите за юным велосипедистом.

В выборе велосипеда, помните, что он должен быть удобным, соответствовать росту и возрасту ребёнка. Для катания выберите просторное место и сразу объясните, где можно ездить, а где нет.

Научите ребёнка смотреть вперед и по сторонам, выбирать маршрут, видеть цель, следить за окружающей обстановкой. Покажите, куда ставить ноги, как крутить педали и тормозить. Объясните, как с помощью руля управлять велосипедом. Расскажите о правилах дорожного движения: о расположении велосипедистов на проезжей части, как правильно подавать сигналы рукой, научите различать сигналы светофора и понимать дорожные знаки. Ребёнок должен знать и элементарные правила безопасности – обяжите его кататься в шлеме.

Формируя динамическое равновесие у дошкольников, целесообразно выделить группы упражнений статического и динамического характера и чередовать их.

К статическим упражнениям в равновесии относят стойки на одной ноге, на носке одной ноги.

В число динамических упражнений в равновесии входят простые подготовительные упражнения, как: серийное выполнение прыжков вперед, назад, в стороны; приседание на носках;  поочередные махи ногами; подъем на носках.

Естественно, начинать обучение упражнениям следует с простых заданий, постепенно усложняя их.

Начинающим велосипедистом нужно знать правила безопасности:

  • при падении нельзя отрывать руки от руля;
  • при перестроении смотреть по сторонами обозначать свои действия жестами (выставлять руки в сторону).

Пожалуй, самое эффективное упражнение на развитие динамического равновесия – езда на велосипеде.  Чем больше времени юный велосипедист будет проводить на велосипеде, тем быстрее сформируется чувство динамического равновесия, опоры, дистанции, пространства.

Во время тренировок, следует отработать чрезвычайно важное умение – подбор педалей при поворотах. На скорости при повороте направо левая педаль должна находится в верхнем положении, при левом повороте – соответственно наверху правая педаль.

Интересно потренировать в поднятии предмета. На землю кладется какой-либо предмет (теннисный мячик , шапка и др.), велосипедист на тихом ходу (не останавливаясь) должен наклониться и поднять его.

Удачи вам, уважаемые родители, не жалейте сил и времени на обучение детей, и они вырастут здоровыми, физически подготовленными.

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: