Развивающая среда в домашних условиях

Желательно, чтобы родители организовали в детской комнате (детском уголке) коррекционно-развивающую среду, которая бы системно использовалась с целью речевого развития ребенка. В детском уголке (комнате) необходимо создать комфортную для ребенка обстановку, вызывающую у него положительные эмоционально-двигательные реакции.

В развивающую среду комнаты должны входить (более подробный перечень мы представим в приложениях):

— функциональные, грамотно подобранные игрушки;

— пособия для развития сенсомоторных функций;

— природный материал:пух, мох, засушенные растения, речные и морские камни, ракушки, веточки;

— звучащие предметы: «шумовые» коробочки и баночки, музыкальные инструменты, звучащие шары, погремушки, свистульки, колокольчики, деревянные и металлическиеложки, шуршащая оберточная бумага, баночки с разным количеством воды (при постукивании по ним — разный звук), большая морская ракушка;

— иллюстративный материал: фотографии, наборы картинок (разного размера) по лексическим темам, серии картинок;

— материалы для изобразительнойдеятельности: пластилин, пальчиковые краски, ватманы, глина, цветные карандаши и т. д.;

— сумка с «волшебными» вещами: маленькими зеркалами, брелками, баночками, губками, кистями для макияжа и другими интересными для ребенка вещами;

мягкие модули, сухой бассейн, батут, аквалампы, светящиеся предметы и другое возможное оборудование для сенсорных комнат;

-большие картонные коробки для обустройства «домиков» для ребенка.

Не следует стремиться окружать ребенка множеством игрушек и оставлять его одного на длительное время. Каждую новую игрушку и действия с ней нужно показывать малышу, затевая совместную игру.

    Используйте большое количество обычных, бытовых, природных материалов для игр, зачастую они вызывают у детей больший интерес, чем «промышленные» игрушки. Например, для закрепления названий цветов и оттенков можно использовать различные резинки для волос. Когда ребенок чем-то расстроен, плачет, успокойте его, предложив ему старую сумку с «волшебными» вещами: детям, как правило, нравится разглядывать разные предметы, собранные в таких сумках; если предметы будут иметь простые названия, рано или поздно ребенок на эмоциональном подъеме захочет повторить их. Не оставляйте эту сумку в досягаемости ребенка, не используйте ее слишком часто, и тогда ребенок не потеряет к ней интерес. 

 Активно включайте в игры с ребенком природные материалы: разложите камушки, пусть малыш пройдет по ним босиком — гуляем по дну озера; разложите ракушки — по дну моря; одновременно показывая мультимедийную презентацию или картинки с изображением этих водоемов, можно закрепить у ребенка представление об их сходства и различиях.       Советуем также прогуливаться босиком по собранным листьям, траве  

(используя специальное ковровое покрытие), можно совершать прогулки по жарким странам (нагретой ткани) и Крайнему Северу (холодной грелке). Такие упражнения стимулируют ощущения в стопах ног, подошвы стоп — скопления активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами. 

  Если есть возможность, приобретите батут: прыжки на нем способствуют снятию негативизма, в то же время «батут» — достаточно простое слово для усвоения, ребенок на эмоциональном подъеме будет стараться повторить за взрослым. Прыжки на батуте снимают агрессию и уменьшают тревожность.

Для речевого развития ребенка родители могу использовать не только книги, предназначенные для детей.

Например, читая «женский журнал» мама может обращать внимание ребенка на иллюстрации, называть их, совместно с ребенком вырезать и наклеивать в «логопедический альбом». Для закрепления лексических тем: «овощи», «фрукты», «продукты» целесообразно использовать кулинарные энциклопедии (безусловно, иллюстрированные), журналы с рецептами приготовления блюд. Ребенку будет интересно рассматривать «мамины» журналы и книги. Иллюстрации в рекламных изданиях крупных магазинов позволят закрепить названия мебели, посуды .

  Включенный телевизор (часто в фоновом режиме), радио и т. п. мешают ребенку сосредоточиться, отрицательно сказываются на балансе нервных процессов. Во время занятий и игр с ребенком все посторонние источники шума были исключены. Постоянный шум лишает ребенка важнейшей предпосылки для начала развития речи — возможности подражать речи взрослого, поскольку ребенок не может сконцентрироваться на ней. Когда взрослый играет или разговаривает с ребенком, лицо взрослого должно быть хорошо освещено (можно направлять свет настольной лампы на лицо), взрослый не должен находиться спиной к окну или лампе. 

 Комната, в которой проходят занятия, должна быть хорошо освещена.

  Начиная игру или занятие с ребенком, очистите стол или специально отведенное место для занятий от ненужных игрушек и посторонних предметов. Закончив игру, вместе с ребенком уберите игрушки на место, это поможет проще переключить ребенка на новую игру.

      Используя большие картонные коробки в качестве «домиков» для ребенка (вырежьте в коробке «окна» и «двери»), закрепляйте различные лексические темы: вырежьте из каталогов картинки с изображением мебели, называйте их, наклеивайте картинки вместе с ребенком в «домик» по инструкции; наклеивайте изображения посуды в воображаемую кухню в домике и т. д. 

Иногда неговорящие дети плохо запоминают и различают цвета. Специалисты связывают это с встречающейся у неговорящих детей зрительной (в данном случае цветовой) агнозией. Для закрепления знания цветов подберите разноцветные коробки: пусть ребенок сортирует в них различные предметы, игрушки по цвету. Эти же коробки можно брать с собой на прогулку и сортировать найденный «клад». Попросите малыша помочь Вам с уборкой по дому: пусть сортирует вилки и ложки; предметы постельного белья и полотенца.

    Полезно читать ребенку книги, однако зачастую родительское чтение бывает избыточным: ежедневная смена произведений, неумеренное по объему чтение книг, содержание которых зачастую не соотносится с возрастными и речевыми особенностями ребенка, в лучшем случае — бесполезно, а в худшем случае — опасно. Такое неорганизованное чтение перегружает и без того ослабленную нервную систему ребенка, не способствуя развитию умения слушать, понимать речь. Лучше читать детям сказки, доступные для их понимания и самостоятельного произнесения простых повторяющихся элементов: «Бабка ЗА дедку, дедка ЗА репку»; «Я от бабушки УШЕЛ, Я от дедушки УШЕЛ» и т. д. При этом не следует знакомить ребенка с более, чем одной сказкой в неделю: целесообразнее использовать многообразие книг (с наклейками, с сенсорными вставками, объемные, стилизованные и др.), нос одинаковым речевым материалом.

Читая ребенку, напевая ему песенки, сажайте ребенка на колени, так чтобы он видел артикуляцию взрослого. Рассматривая с ребенком книги из картона и бумаги разной жесткости, побуждая его самостоятельно переворачивать страницы, можно стимулировать его ручную деятельность.

Полезно совмещать/заменять чтение сказок и стишков игрой в «домашний театр». Для этого подготовьте простейший реквизит (фигурки животных, комнатные цветы (для изображения деревьев), натуральные камушки, куклы и т. п.) и разыграйте знакомую для ребенка сказку: Вы можете ее рассказывать, а ребенок будет совершать действия, может заканчивать ваши фразы. Начало и конец представления можно обозначить звуком ксилофона, колокольчика: пусть ребенок сделает это сам после вашей команды «Начинаем представление!».

Такой прием будет способствовать развитию регулирующей функции речи. Используйте во время представления звуковые эффекты: постучите деревяшками (скачут лошади), идет дождь (насыпьте песок на стол), ритмичное хлопанье мешочка с монетами — шаги злой волшебницы и т. п.

Источник: М. И. Лынская. «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий»

 

 

поделиться в: