Формируем фонематическое восприятие у детей

Предлагаемые упражнения по формированию фонематического восприятия могут быть использованы  родителями в совместной деятельности с детьми и проходить в форме игры.
1.Различение неречевых звуков.
 
 «Где звенит будильник»
Взрослый прячет будильник под шкаф, на полку, за дверь и т.п. Ребенку предлагается найти источник звука (указать его или сказать об этом).
Материал: будильник.
«Найди игрушку»
Ребенок плотно закрывает глаза. Взрослый прячет какую-нибудь игрушку (в шкаф, за штору, за спину ) и предлагает водящему найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан. Если ребенок подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, барабан бьет громко, если удаляется – тихо.
Материал: игрушечный барабан.
 
2.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.
«Три медведя»
Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:
– Кто сидел на моем стуле?
– Кто ел из моей чашки?
– Кто спал в моей постели?
Затем ребенок сам произносит одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Предметные картинки: изображение трех разных медведей (Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка).
«Далеко – близко»
Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
Речевой материал: звукокомплексы (кричат дети – АУ; лает собака – ГАВ; мяукает кошка – МЯУ; мычит корова – МУ; поет петух – КУ-КА-РЕ-КУ; кудахчет курица – КО-КО; квакают лягушки – КВА; каркает ворона – КАР).
 
3.Дифференциация слов, близких по звуковому составу.
«Поэт»
Взрослый читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных.
Речевой материал:
Шепчет ночью мне на ушко сказки разные… (перина, подушка, рубашка).
Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту… (тумбочку, дверь, книгу).
От  грязнули даже стол поздним вечером… (сбежал, ушел, ускакал).
Две сестрички, две лисички отыскали где-то… (спички, щетку, ложку).
Тебе кукла, а мне — мячик. Ты девочка, а я… (игрушка, медведь, мальчик).
Говорила мышка мышке: «До чего люблю я… (сыр, мясо, книжки)».
Серый волк в густом лесу встретил рыжую… (лису, белку).
Катя Лену просит дать краски, карандаш… (ручку, тетрадь, книгу).
Сел в машину верный пес, у него в чернилах… (лапа, шея, нос).
В выходной пошли куда-то мама, папа и… (детишки, ребята, малыши).
 
4.Дифференциация слогов.
 «Повтори четко слоги»
та-ка-па      па-ка-та     ка-на-па     га-ба-да
фа-ха-ка     ма-на-ва     ба-да-га     ка-ва-ха
 
5.Дифференциация фонем.
 «Повторяй за мной только звук [С]» — предлагаемый звукоряд: З, С, Ш, С и т.д.
«Повторяй за мной только слоги со звуком [С]» — предлагаемые слоги: АС, ШУ, СУ, ЗА, СЫ, ША и т. д.
«Повторяй за мной только слова со звуком[ С]» — предлагаемые слова: СОМ, ШАПКА, СУМКА, КОСА, ЗАРЯ, КУСОК и т. д.
«Озорные звуки»
Взрослый читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно.
Речевой материал:
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку (корку).
На глазах у детворы крысу (крышу) красят маляры.
Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”
Я рубашку сшила шишке (мишке), я сошью ему штанишки.
Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая, пушки (сушки).
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).
Белокрылые хозяйки, над волной летают сайки (чайки).
Подготовила по материалам ped-kopilka. ru
поделиться в: