Игровые приёмы в работе над автоматизацией звуков

 

        Сегодня мы познакомимся с некоторыми приёмами автоматизации поставленных звуков в речь. Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал.

Условно эти приёмы можно разделить на четыре группы:

• Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;

• Приёмы на основе продуктивной деятельности детей;

• Приёмы с использованием информационно-компьютерных технологий;

• Приёмы, предусматривающие использование различных предметов.

Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики.

«Колечки»

Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.

«Цветок»

 Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

«Пирожки»

Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово.

«Пианино»

Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово.

Если Ваш ребёнок любит рисовать или лепить, то ему отлично подойдут упражнения из второй группы приёмов. Это самая творческая группа. Автоматизация звука происходит в процессе продуктивной деятельности

(когда результат деятельности какой-нибудь продукт – рисунок, аппликация и т. д.). Можно назвать следующие приёмы - рисование палочек, клеточек, кружочков, камешков, цветочков при одновременном произнесении материала. Интереснее будет, если это рисование будет по заданию. Например, нарисуем забор, чтобы коза не зашла в огород. Ребёнок проговаривает слово и рисует палочку – дощечку забора. Рисовать можно чем угодно: мелом, карандашами, красками. Можно рисовать на песке, манке. Лепка шариков из пластилина.

     Самая современная группа приёмов – это конечно специальные компьютерные игры. Они несомненно заинтересуют ребёнка. Однако, необходимо помнить, что перед использованием любой из таких игр необходима консультация учителя-дефектолога.

Самая большая группа приёмов - упражнения с различными предметами.

Песочные часы – проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок.

Юла (маленький волчок) – проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.

Массажный мяч – проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием.

Бусинки – собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета, в названии которых слышится звук [р].

Прищепки – цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.

Мозаика – собираем несложные узоры. Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение), чтобы заработать деталь.

Мыльные пузыри – вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.

Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому.

Для автоматизации звуков отлично подойдёт приём с использованием игрушек. Некоторые из них можно использовать для автоматизации изолированных звуков. Например, как рычит тигр – [р-р-р], как гудит самолёт – [л-л-л]. Можно учить игрушку говорить. В этом случае взрослый и ребёнок проговаривают речевой материал для игрушки.

   Многие выше перечисленные приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость.

Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя –дефектолога!

Подготовила по материалам ped-kopilka. ru

 

 

 

поделиться в: