Родительское собрание: «Как и чем играть с  детьми с расстройствами аутистического спектра»

Цель: обозначить важность игры для детей дошкольного возраста; выявить основные особенности развития игры у детей с расстройствамиаутистического спектра; научить родителей основным способам и приёмам игры с ребёнком.

 Оборудование:  краски , поролоновые подушечки, игрушки киндер сюрпризы, песок,  пластиковая дощечка, платочки, крупы, фасоленки, монетки, два пластиковых сосуда, цветные мелки, бумага, ножницы и др.

Ход мероприятия. 

I. Вступительное слово.

  Сегодня мы поговорим об игре, её значении для ребёнка. Также мы определим, какие особенности игры наблюдаются у детей с аутизмом.

  Разминка для родителей : «Игра – это…».

  Что мы знаем об игре ребёнка? Что подразумевает это понятие? Сейчас вы сами обозначите это понятие: Игра – это… ( Разминка для родителей,  где они предлагают свои варианты ответов).

  Итак, подведём итог:

 Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. 

II.Основная часть.

1. Теоретическое обоснование проблемы  

  1. Игра и её основные функции.

Игра выполняет следующие функции:

 - развлекательную;

 - коммуникативную;

 - диагностическую;

 - социализирующую;

 - коррекционную;

 - функцию самореализации;

 - творческую.

 

В игре, благодаря игровой мотивации, развиваются:

 - воображение и фантазия

 - коммуникативные способности

 - способность к символизации и преобразованию

 - функция обобщения

 - произвольность поведение (сила воли)

 - идеальный план

 - умение думать и др.

Роль игры в развитии психики ребенка:  - в игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками; - учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо";  - в игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо);  - формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности); - в игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Игра — основной вид деятельности дошкольников, ведь именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка:

 - в движении;

 - в общении;

 - в познании;

 - в самореализации, свободе, самостоятельности;

 - в радости, удовольствии;

 - потребность быть «как взрослый».

 

2. Особенности игры ребёнка с расстройствами аутистического спектра.

Особенности игры ребёнка с РАС

 Дети с расстройствами аутистического спектра любят манипулировать предметами. Через этот этап познания предметного мира проходят в раннем возрасте все дети. Однако в норме на следующем этапе развития ребенка увлеченность миром вещей ослабевает, и на первый план выступают другие ценности, а именно -мир социальных отношений. В норме человек всегда значим для ребенка, с возрастом меняется только стиль и интенсивность общения.В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго "застревают" на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками - привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук, с которым неваляшка падает на пол... Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Характерная особенность интереса аутичного ребенка к предметному миру -изменение порогов чувствительности: его привлекают самые разнообразные, порой совсем для этого не подходящие, предметы и материалы - он пробует на вкус зубную пасту и стиральный порошок, жидкие лекарства и средство для мытья посуды, начинает жевать пластилиновую ягодку. При этом у ребенка часто наблюдается страстное желание завладеть каким-либо предметом - мамиными духами и кремами; таблетками, микстурами и витаминами; молотком и т.д. Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичный ребенок часто отказывается, поскольку социальное назначение предмета для него менее важно, нежели его отдельное сенсорное свойство.

  Сюжетно-ролевая игра - высшая форма развития игры ребенка. Именно в процессе таких игр маленький ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве, во многом зависят возможности будущей социализации. В игровом проживании сюжетов из жизни людей ребенок учится договариваться, учитывать желания других, отстаивая в то же время свои интересы, быть гибким во взаимоотношениях и т.д. Именно в сюжетно-ролевой игре приобретает ребенок очень важный и разнообразный социальный опыт. Так как связи с миром у аутичного ребенка нарушены, ему не удается естественное усвоение закономерностей социальной жизни. Развитие сюжетно-ролевой игры, требующей принятия на себя определенной роли и действия в соответствии с ней, затруднено, а часто невозможно без специальной коррекционной работы. Такой ребенок не умеет договориться с другим человеком. Затруднено использование в сюжетно-ролевых играх предметов-заместителей.

  Основной особенностью является стереотипность игры у детей с аутизмом.

2.1 Практическая часть.

  •  Проведение с родителями ролевой игры «Моя игра с ребёнком».

Цель игры: выявить умение взрослого взаимодействовать с ребёнком во время его включения в стереотипную игру.

В роли ребёнка выступает педагог. Родитель играет сам себя. Создаётся ситуация, когда ребёнок, играя, не подпускает к себе взрослого, проявляя при этом активный протест и негативизм, а  также нежелание сотрудничать совместно. После игры анализируем поведение родителя в данной ситуации, его поступки, методы воздействия на ребёнка, и, правильные ли пути воздействия выбраны при этом.

  1. Основные виды игр с ребёнком.

Основные виды игр с ребёнком, и их задачи.

  • Стереотипная игра ребенка - основа взаимодействия с ним; также она дает возможность переключения, если поведение ребенка выходит из-под контроля.
  •  Сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком (игры с водой, свечами, тенями, льдом, пластилином, крупами, ритмом, звуками и т.д.);
  • Терапевтические игрыпозволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребенка к контролю над собственным поведением; 
  • Психодрама- способ борьбы со страхами и избавления от них. 
  • Совместное рисованиедает замечательные возможности для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем.

Для всех видов игр характерны общие закономерности:

  • повторяемость;
  • путь "от ребенка":недопустимо навязывать ребенку игру, это бесполезно и даже вредно; игра достигнет своей цели лишь в случае, если ребенок сам захотел в нее поиграть; 
  •   каждая игра требует развития внутри себя - введения новых элементов сюжета и действующих лиц, использование различных приемов и методов.

3.1 Практическая часть.

  •  Проведение творческого практикума «Играем дома».

Каждому родителю педагоги дают два предмета, с помощью которых он должен придумать сенсорную  игру, в которую можно играть с его ребёнком. Для обдумывания игры даётся несколько минут.

Предлагаемые предметы для придумывания игр:

 - Краски , поролоновые подушечки, игрушки киндер сюрпризы;

 - Песок,  пластиковая дощечка, платочки;

 - Крупы, фасоленки, монетки, два пластиковых сосуда;

 - Цветные мелки, бумага, ножницы и т.д.

В конце проведённого мероприятия подводятся итоги.

III. Итог родительского собрания.

Обращаем внимание родителей на то, что с ребёнком играть важно и нужно, даже не смотря на его безразличие. Игра – основной вид взаимодействия с ребёнком в дошкольном возрасте.

Родителям раздаются памятки : «Советы родителям: как через стереотипную игру взаимодействовать с ребёнком»  (Приложение №1 ).

Педагоги группы просят оставить своё мнение о проведённом родительском собрании, высказать свои пожелания или назидания на будущее. Родители оставляют свои отзывы в почтовом ящике группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Советы родителям.

«Как через стереотипную игру взаимодействовать с ребёнком»

Два тезиса - наличие комфорта и переживание удовольствия - ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком.

  • На начальном этапе взрослого не должно быть "слишком много". Взрослый поначалу лишь наблюдает, затем осторожно подключается к играм ребенка, делая это тактично и ненавязчиво. Для начала просто присядьте на некотором расстоянии от ребенка и понаблюдайте за его игрой. Если он не отвернется от вас -уже хорошо. Но чаще у ребенка уже есть опыт общения со взрослым, основанный на прямом давлении, поэтому скорее всего он отойдет от вас подальше и расположится для игры в другом месте, или прямо заявит: "Не хочешь!" В любом случае оставайтесь неподалеку и продолжайте наблюдать.
  • Не торопите взаимодействие. Используя результаты наблюдений, постарайтесь вникнуть в структуру стереотипной игры ребенка: выделите цикл повторяющихся действий; прислушайтесь к бормотанию ребенка во время игры. Ваши выводы помогут в дальнейшем, подскажут, каким образом можно принять участие в его игре.
  • Когда ребенок привыкнет к вашему присутствию, можно пробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Не надо много говорить, совершать активные действия. Начните с того, что в нужный момент (вы ведь уже запомнили порядок действий ребенка) подайте ему нужную деталь, чем обратите его внимание на ваше присутствие. Негромко повторите за ребенком его слова. В следующий раз используйте любимую игрушку ребенка, действуя также тактично и постепенно.
  • Ваша цель - дать ребенку понять, что вы не помешаете ему играть (как обычно бывает), от вас даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребенка. Это потребует времени, усилий и терпения. Ситуация, когда педагог приходит, а ребенок занят своей стереотипной игрой и не обращает на его приход никакого внимания, - обычная в начале занятий с аутичным ребенком.Но если действовать терпеливо и настойчиво, обязательно наступит момент, когда ребенок доверится вам, вы станете для него тем человеком, от которого он будет ждать понимания и помощи. И однажды примет ваше предложение поиграть немножко по-другому.
  • Старайтесь включаться в стереотипную игру, а так же вносить в нее новую сюжетную линию исподволь, т.к. нарушение стереотипа игры (в неосторожных словах типа "Давай по-другому!" или слишком активных действиях) вызовут у ребенка протест. Здесь важно уже то, что ребенок не возражает против участия в его игре другого человека. 
  • В процессе занятия ребенок в любой момент может вернуться к своей игре - позвольте ему это. Помните: стереотипная игра дает ребенку ощущение комфорта, и, быть может, это в данный момент ему необходимо. 
  • Любимая игра ребенка может стать выходом из кризисной ситуации: если у него возникла аффективная вспышка, а причину понять и устранить невозможно - предложите ему любимую игру. Если запущен стереотип игры, то ребенок переключается с захлестнувших его негативных эмоций и приступает к спокойной игре.

 

 

 

 

Источник: http://www.iloveaba.com/2011/09/sensory-boxes.html

Read more: http://autism-aba.blogspot.com/2014/04/sensory-boxes.html#ixzz3fTMw1Onh

поделиться в: