Учитель – дефектолог Светлана Витальевна Рогач
Целевая группа: родители неговорящих детей младшего школьного возраста.
Продолжительность: 60 минут.
Материально-техническое оснащение: столы и стулья по количеству родителей, ноутбук, медиа-проектор, письменные принадлежности.
Цель: рассказать родителям об основных заблуждениях, возникающих при оценке уровня развития речи детей.
Задачи:
- Создать атмосферу доверия и эмоционального комфорта, способствующую полноценному диалогу.
- Познакомить родителей с основными мифами о причинах безречия, существующими в родительском сообществе.
- Рассказать родителям об основных приемах стимуляции речевой активности детей в семье.
Ход мероприятия.
I.Предварительный этап.
- Логопедическая диагностика детей с ОПФР.
- Приглашение родителей на собрание.
- Подготовка материалов и оборудования.
II. Организационный этап.
- Родители проходят в музыкальный зал, рассаживаются на стулья, расположенные полукругом, лицом к медиа-проектору. Перед каждым родителем стол с письменными принадлежностями.
На экране проектора цитата:
"Судьбу своего ребенка, вопрос его воспитания и развития, решают родители, и только родители". Е. Янушко "Помогите малышу заговорить".
- Здравствуйте, уважаемые родители, рада приветствовать Вас в этом уютном зале. Меня зовут Рогач Светлана Витальевна, я учитель-дефектолог детского сада № 19 г. Слуцка. Компасом сегодняшнего круглого стола будут эти строчки (обращение к цитате).
- А сейчас давайте познакомимся поближе.
Учитель - дефектолог дает в руки родителю сенсорную коробочку, внутри которой шишки, ракушки, декоративные камушки, баночки с различными сыпучими материалами и т. д.
- Пожалуйста, достаньте любой предмет по Вашему выбору, назовите свое имя и имя ребенка и передайте коробочку дальше.
III. Основная часть.
- Тема нашего общения "Почему малыш не говорит. Мифы и реальность".
За более чем 14-летний опыт работы, ко мне обратилось множество родителей с вопросом: «Почему мой ребенок не говорит и что с этим делать?». Сегодня мы с Вами попытаемся вместе найти ответ на этот вопрос. Но сначала давайте проведем небольшой эксперимент. Попробуйте похлопать в ладошки одной рукой. Получается? И у меня не получается. А теперь представьте, что левая ладошка – это родители, а правая – это учитель - дефектолог. Только сообща мы сможем добиться успеха!
В настоящее время количество «молчунов» растет год от года. Всего то 20-30 лет назад учитель - дефектолог за всю жизнь мог столкнуться с несколькими случаями безречия, а сейчас чуть ли не каждый третий ребенок к 3 годам молчит. Почему так происходит? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. В логопедии принято выделять две группы причин отсутствия речи: биологические и социальные. В большинстве случаев к отсутствию речи приводят биологические причины, либо их сочетание с социальными.
Биологические причины:
- внутриутробная гипоксия (кислородное голодание);
- не физиологичные роды: окситоциновая стимуляция на фоне слабой родовой деятельности, эпидуральная анестезия, кесарево сечение;
- родовые травмы;
- осложнения на ревакцинацию АКДС.
Социальные причины:
- употребление в пищу большого количества консервантов и красителей;
- увлечение гаджетами;
- медикаментозное лечение ребенка;
- раннее начало обучения;
- обилие развлечений в мегаполисах;
- недостаток или, наоборот, избыток сенсорной информации.
Мне же хочется отметить, что не столь важна причина отсутствия речи, гораздо важнее — что с этим делать? Однозначно скажу, что чувство вины матери за то, что ее беременность и/ или роды повлияли на дисгармонию в развитии ребенка, существенно снижает эффективность коррекционной работы.
Первое, что должны сделать родители – определить, стоит ли волноваться, или все в норме. И в этом вопросе скрывается самый распространенный миф о нарушениях речи. Назовем его «Мальчик Вася». Звучит миф так: «Подождем еще немного. Вот у соседки Вася не говорил, не говорил, а потом вдруг как заговорил, и сразу целыми предложениями».
В реальности:
Да, есть умные дети – «накопители», которые видят, что у них не получается говорить, как у папы и мамы, и ждут момента, когда получится. А потом начинают говорить фразами. Но только это должно случиться не в четыре года и тем более не в пять лет, а в два-три года. Так может произойти, это физиологическая норма, что видно и по другим параметрам развития. Лучше, чтобы состояние все-таки оценил специалист.
«Дети могут молчать, а потом внезапно заговорить, как заговорил в 5 лет ребенок из соседнего подъезда» – это действительно миф. Известный логопед, к. п. н. О. И. Азова по этому поводу шутит, что лучше подождать до 33 лет. Но, если говорить без шуток, вряд ли у кого-то есть сила духа, как у святого Ильи Муромца. Всем остальным, у кого нет такой молитвенной силы, видимо, нужно все-таки заниматься со специалистом, не обращая внимания на мифы про соседского Васю. Потому что каким-то волшебным образом в каждом доме поселился такой Вася из соседнего подъезда, который таким же чудесным образом заговорил в 5 лет. Возможно, у мифически заговорившего в 5 лет Васи – умственная отсталость, а у вас совсем иная ситуация, или после пятилетнего молчания у ребенка может быть простая и аморфная речь, но она устраивает родителей. Никто ничего толком не знает, но легенду передают все дальше и дальше.
Понятие «норма речевого развития» весьма условно, но если в 1,5 года ребенок не использует указательный жест, не произносит хотя бы 3-5 слов, обращенных ко взрослому, не реагирует на собственное имя или просьбу дать вам какой-либо знакомый ему предмет, то именно в это время стоит обратиться к логопеду для выяснения причин задержки речевого развития и определения дальнейшей стратегии действий. Простая фраза, например, «идем туда», «дай пить» и т.п. должна появиться у детей к 2 годам, а к 3 годам дети уже используют развернутую фразовую речь, допуская отдельные ошибки в словообразовании и словоизменении. В 3 года понимание речи уже настолько развито, что ребенок различает основные предлоги, например, «на-под», формы единственного и множественного числа, рода и другие грамматические категории. Поэтому, прежде чем, сообщать логопеду о том, что ваш ребенок «все понимает, но не говорит», задумайтесь, что вы вкладываете в понятие «все».
Еще одно весьма распространенное заблуждение – связывать задержку речи ребенка с историей семьи. Назовем этот миф «Дедушка». Звучит он так: «У нас дедушка (папа, брат, дядя Вася и т. д.) заговорил в 5 лет, и ребенок заговорит. Это семейное».
В реальности:
Особенности речи «по наследству» не передаются, нарушения речи у каждого индивидуальны и зависят от особенностей нервной системы конкретного ребенка. Не стоит ждать до 2, 3, 4 и другого количества лет, чтобы обратиться к логопеду. Грамотный учитель - дефектолог способен определить тип речевого развития и дать рекомендации по речевому развитию в любом возрасте. Если ребенку 3 года, а он не говорит, то специалист имеет право поставить диагноз. Наиболее сложный из них – это алалия, тяжелое речевое нарушение вследствие повреждения мозговых центров, отвечающих за речь, при котором отмечается явление апраксии (нарушение включения в артикуляционную позу или переключения). Так, если попросить ребенка сказать «во-да», то у него может получиться «во-ва» или «да-да». Изолированно он может повторить звуки «в», «д», слоги «да», «во», но в спонтанной речи не получается переключиться с одного слога на другой. То есть он пропустил сигнал, не переключился с одного на другое. Учитель – дефектолог начинает работать с помощью различных методов, чтобы выработать кинестезию (ощущение положения языка, губ) для произнесения каждого звука, трудиться над слоговым переключением.
Да, возможно, что у малыша темповая задержка речи. Он заговорит, и его речь быстро придет в норму. Но ведь заранее мы не знаем, произойдет ли это. Почему бы не обратиться к специалистам, чтобы помочь малышу?
Итак, с двумя мифами мы расправились. Пришло время рубить дракону третью голову. И называется этот миф «Волшебным образом». А звучит он так: «Вот пойдет мой малыш в детский сад, и сразу заговорит».
В реальности:
Очень хочется верить, но, к сожалению, это не так. Коллектив помогает развиться речи только у тех детей, у кого она физиологически задержалась. Для тяжелых нарушений речи это не работает как панацея, в этом случае нужен комплекс мероприятий по разным направлениям реабилитации. Если у ребенка алалия, то «само по себе» здесь ничего не появится. Замечательно, если семья найдет возможность для посещения детского сада или специально организованных коммуникативных групп. При выборе занятий стоит обратить внимание на то, чтобы эти они не перегружали ослабленную, нервную систему неговорящего ребенка (не изучать иностранный язык, не готовить к школе раньше 5-6 лет и т.п.), лучше отдать предпочтение тем занятиям, где самостоятельная речь детей поощряется и активизируется (театральные занятия, музыкальные занятия «вместе с мамой», игротерапия и т.п.).
Следующий весьма живучий и зловредный миф называется «Уздечка». А звучит он так: «Если подрезать ребенку уздечку, он сразу заговорит».
В реальности:
Под этим мифом есть реальная основа. Если язык лежит в ротовой полости и не поднимается вверх, то короткая подъязычная уздечка тянет язык вниз и невозможно образование звуков верхнего подъема, например, [ш], [ж], [ч], [щ], [р], [л]. Если не подрезать у стоматолога уздечку, ребенок не начнет говорить, – это действительно миф, потому что ребенок может говорить, заменяя одни звуки на другие («хоёсё» – хорошо). Таким образом, уздечка участвует в качестве речи, дикции, звукопроизношении, но никак не в самой речи.
Следующий миф называется «Он все-все понимает». А звучит он так: «Ребенок умненький, все слышит, на имя откликается, отвечает глазами, но речи нет. Не надо переживать – раз умненький, сам однажды заговорит».
В реальности:
Действительно, мы опираемся на невербальный интеллект ребенка. Это, конечно, не просто «умненькие глазки», но и умение выполнить интеллектуальные задачи без опоры на речь. Это так называемые тест-действия. А потом, и впрямь в жизни немного людей, которые так и не заговорили. «Раз ребенок умненький, то не нужно переживать, сам однажды заговорит» – это миф. То, что ребенок изначально умненький, – прекрасно, это будет опорой для занятий по развитию речи. Но если не устранить проблему, мешающую развитию речи, то улучшений не будет. Вот представьте, стоит красивый автомобиль, очень нарядный, мощный, но в нем есть неисправность. Точно так же и с речью. Если «речевая машина» не запустилась самостоятельно и вовремя, то в основе лежит патологический механизм нарушения. Этих нарушений достаточно много, и у каждого своя причина.
Еще один весьма распространенный миф называется «Умелые ручки». А звучит он следующим образом «Занятия по развитию мелкой моторики, «разговорят» любого молчуна».
В реальности:
В реальности: Да, педагоги, воспитатели заметили, что мелкая моторика в той или иной мере влияет на развитие речи. Особенно когда совмещают две программы – двигательную и речевую. Когда произносят стишок и сопровождают его действиями. Есть такой прием – «расскажи стихи руками». Развитие мелкой моторики позволит ребенку заговорить – это миф. Если у ребенка речевая апраксия (нарушение произвольных целенаправленных движений при отсутствии двигательных расстройств, таких как парезы, параличи), вследствие чего он не говорит (алалия), с ним можно сколь угодно долго перебирать крупу, сама по себе речь не появится. Здесь нужны другие методики, а развитие мелкой моторики можно использовать как дополнительный прием, который в структуре всей работы вполне поможет, особенно на этапе подготовки руки к письму. Важно, чтобы эти занятия были ежедневными и разнообразными (собирание мелких предметов, вкладывание маленьких предметов в большие, завязывать/развязывать, застегивать/расстегивать, складывать узоры, нанизывать предметы, резать ножницами, рвать бумагу, лепить из пластилина).
IV. Завершение. Подведение итогов.
- Итак, уважаемые родители, мы с Вами познакомились с самыми распространенными и очень зловредными мифами о речевом развитии детей. Теперь, когда мы знаем врага в лицо, нам будет намного проще победить его. Сейчас я раздам каждому из Вас анкету «Первые слова» и буклет «Как правильно общаться с неговорящим ребенком». Заполнение анкеты поможет нам определить, на каком этапе находится речь ребенка. Через неделю мы с Вами встретимся вновь, и тема нашего общения будет следующая: «Неговорящий ребенок. Инструкция по применению». Спасибо за внимание.
Приложение 1.
Опросник для родителей "Первые слова".
Заполнение данного опросника поможет Вам и логопеду определить уровень речевого развития Вашего малыша.
Ф. И. ребенка ______________________________________________________
Возраст (укажите дату рождения) _____________________________________
1). Пожалуйста, отметьте фразы, которые, как Вам кажется, Ваш ребенок понимает.
1. "Беги к маме". |
|
2. "Брось мячик". |
|
3. "Встань". |
|
4. "Выплюни это". |
|
5. "Дай это маме". |
|
6. "Идем спать". |
|
7. "Не трогай". |
|
8. "Обними меня". |
|
9. "Посмотри" |
|
10. "Похлопай в ладошки". |
|
11. "Горячо". |
|
12. "Сядь". |
|
2). Слова, которые ваш сын/дочь понимает, но еще не произносит, отметьте галочкой в первом столбике.
Слова, которые Ваш сын/дочь не только понимает, но и умеет произносить, отметьте галочкой во втором столбике. Если ребенок вместо слов использует звукоподражания, запишите их рядом со словами (например: птичка - "п-и-и", машинка - "би-би" и т. д).
Звукоимитация и звукоподражания.
Пример. |
Понимает. |
Говорит сам. |
Иа-иа. |
|
|
Мяу. |
|
|
Кря-кря. |
|
|
Бе-е-е. |
|
|
Гав-гав. |
|
|
И-го-го. |
|
|
Ку-ка-ре-ку. |
|
|
Пи-пи-пи. |
|
|
Га-га-га. |
|
|
Ко-ко-ко. |
|
|
Хрю-хрю. |
|
|
Животные и птицы (реальные и игрушечные).
Пример. |
Понимает. |
Говорит сам. |
Корова. |
|
|
Лошадь. |
|
|
Собака. |
|
|
Кошка. |
|
|
Курица. |
|
|
Гусь. |
|
|
Свинья. |
|
|
Жук. |
|
|
Зайка. |
|
|
Белка. |
|
|
Змея. |
|
|
Рыба. |
|
|
Мишка. |
|
|
Транспорт (реальный и игрушечный).
Пример. |
Понимает. |
Говорит сам. |
Коляска. |
|
|
Мотоцикл. |
|
|
Автобус. |
|
|
Велосимед. |
|
|
Поезд. |
|
|
Самолет. |
|
|
Машина. |
|
|
Игрушки.
Пример. |
Понимает. |
Говорит сам. |
Мыльные пузыри. |
|
|
Ведерко. |
|
|
Кубик. |
|
|
Лопатка. |
|
|
Пирамидка. |
|
|
Дудочка. |
|
|
Кукла. |
|
|
Мячик. |
|
|
Одежда/обувь.
Пример. |
Понимает. |
Говорит сам. |
Кофта. |
|
|
Тапочки. |
|
|
Брюки. |
|
|
Одежда. |
|
|
Плащ. |
|
|
Трусы. |
|
|
Колготки. |
|
|
Майка. |
|
|
Сапожки. |
|
|
Носки. |
|
|
Фартук. |
|
|
Карман. |
|
|
Пальто. |
|
|
Варежки. |
|
|
Юбка. |
|
|
Платье. |
|
|
Шорты. |
|
|
Пожалуйста, подчеркните в анкете только ту одежду, которую ваш ребенок помогает вам снимать с себя при раздевании или пытается надевать самостоятельно.
Части тела.
Пример. |
Понимает. |
Говорит сам. |
Животик. |
|
|
Нога. |
|
|
Пяточка. |
|
|
Глаза. |
|
|
Зубы. |
|
|
Нос. |
|
|
Рот. |
|
|
Губы. |
|
|
Колено. |
|
|
Палец. |
|
|
Ухо. |
|
|
Грудь. |
|
|
Живот. |
|
|
Спина. |
|
|
Пожалуйста, попросите вашего ребенка показать эти части тела и подчеркните в анкете только те из них, которые он показал (на себе или на вас).
Предметы быта.
Пример. |
Понимает. |
Говорит сам. |
Кошелек. |
|
|
Нож. |
|
|
Ваза. |
|
|
Стакан. |
|
|
Лампа. |
|
|
Ножницы. |
|
|
Тарелка. |
|
|
Веник. |
|
|
Лекарство. |
|
|
Одеяло. |
|
|
Телефон. |
|
|
Вилка. |
|
|
Ложка. |
|
|
Очки. |
|
|
Фен. |
|
|
Подушка. |
|
|
Деньги. |
|
|
Полотенце. |
|
|
Пылесос. |
|
|
Люди.
Пример. |
Понимает. |
Говорит сам. |
Деда. |
|
|
Мальчик. |
|
|
Папа. |
|
|
Брат. |
|
|
Дядя. |
|
|
Мама. |
|
|
Сестра. |
|
|
Девочка. |
|
|
Ляля. |
|
|
Тетя. |
|
|
Слова-действия.
Пример. |
Понимает. |
Говорит сам. |
Лазить. |
|
|
Покажи. |
|
|
Рисовать. |
|
|
Не бери. |
|
|
Лепить. |
|
|
Пожалей. |
|
|
Брось. |
|
|
Любишь. |
|
|
Потянись. |
|
|
Садись. |
|
|
Лепи. |
|
|
Мыться. |
|
|
Поехали. |
|
|
Вставать. |
|
|
Мяукать. |
|
|
Покорми. |
|
|
Вытри. |
|
|
Слышать. |
|
|
Гудеть. |
|
|
Намажем. |
|
|
Нажми. |
|
|
Спать. |
|
|
Гулять. |
|
|
Помоги. |
|
|
Дополнительно: _________________________________________________________________
Возраст Вашего ребенка на момент заполнения опросника: ________________________________________________________
Есть ли у вас жалобы на состояние речи вашего ребенка в настоящее время, проблемы в общении с ним? Какие? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата:
Подпись родителя/законного представителя:
________________ /________________________/.
Приложение 2.
Правила общения с неговорящим ребенком
- Сопровождайте собственные действия, а также действия других и самого ребенка, происходящие явления речевым комментарием. Все режимные моменты и деятельность неговорящего ребенка требуют пояснений, например: «Доброе утро, ты проснулся. Идем в ванную. Будем умываться» или «Слышишь? Это звук молотка. Соседи делают ремонт. Стучат».
- Речевой комментарий не должен перегружать внимание ребенка, строго дозируйте речевой материал, направленный к ребенку. Представьте, что Вам необходимо повесить напоминание на холодильник о каком-либо действии. Вы не будете писать много слов, Вы напишите отдельные слова - суть явления. Другой аналогией может служить вычитывание учебника для конспектирования, когда из всего текста, Вы отмечаете только самое важное. Вспоминайте об этих аналогиях, когда Вы формулируете речевой комментарий. Например: «Вот дерево (недлительная пауза). Высокое дерево (снова короткая пауза). Вон гнездо (снова пауза). Там птичка (снова пауза). Где птичка? Покажи! А вот низкое дерево. На нем нет птички. Тут есть птичка? Нет, нет птички». Для ребенка с нарушением понимания речи комментарий должен быть еще короче. Например, во время вечернего купания: «Вода. Вода течет. Утка. Пищит. Резиновая». Таким образом, речевой комментарий - это не развернутая связная речь взрослого со сложноподчиненными предложениями, а речевые «метки» для окружающей действительности.
- Речевой комментарий должен включать в себя части речи. Называйте не только предметы, но и действия. Например: «Это ключ. Железный. Сделан из железа, значит железный. Положи на руку. Холодный. Ключ открывает дверь. Ключ упал. Звенит».
- Речь, обращенная к ребенку должна быть эмоциональной, с вариабельными интонацией, тембром, громкостью, с четкой, периодически утрированной артикуляцией. Именно такая речь активизирует ориентировочную реакцию ребенка и стимулирует его установить с Вами глазной коммуникативный контакт. Важно, чтобы ребенок смотрел на рот взрослого, но не нужно насильно поворачивать лицо ребенка или кричать: «Посмотри на меня». Привлекать внимание к собственной речи можно также визуальными эффектами: накрасить губы яркой помадой, надеть шляпу или парик, крупные серьги и пр. Также можно положить руки ребенка на свое лицо, если он не против.
- Для детей с нарушением понимания речи необходимо подкреплять речь жестами, а также использовать предметы или фотографии (в возрасте до 5 лет - НЕ схемы) для улучшения понимания. Например, если ребенок злится и хочет Вас ударить (агрессия часто сопровождает поведение неговорящего ребенка и является естественной реакцией, нельзя запрещать ребенку злиться, это усилит негативизм и еще больше снизит желание говорить, но необходимо четко обозначить границы возможного проявления злости), скажите коротко «Стоп! Драться нельзя» и поставьте перед ребенком подушку или кресло мешок. Особенно в момент яркой эмоции необходимо следить за речевым образцом, подаваемым ребенку. Речь может появиться, в том числе, и на фоне отрицательной эмоции, поэтому важно не читать ребенку нотаций, а говорить четко и коротко. Если Вы хотите, чтобы ребенок начал собираться на улицу, кратко скажите: «Идем гулять» и покажите фотографию ребенка на улице.
- Говорите о том, что актуально для ребенка в данный момент, желательно в тот момент, когда активна перцептивная (познание через ощущения) или предметно-практическая деятельность ребенка (например ребенок помогает развесить выстиранное белье)
- Оречевляйте чувства, эмоции свои и ребенка для развития эмоциональной лексики. Вы можете сказать в ответ на поведение ребенка, которое Вам не нравится «Я злюсь» или в ответ на нежелание общаться «Мне грустно, что я не могу поговорить с тобой».
- Не используйте разнообразный речевой материал к одинаковым ситуациям, действиям и предметам. Используйте одну и ту же речевую форму, но показывайте разные типы одного и того же явления или предмета. Например, на начальных этапах, и море, и река, и вода в бутылке, и лужа - будут обозначаться одним словом «вода». Или при обучении пониманию инструкций, Вы будете говорить одно слово «Дуй», но дуть ребенок будет на горящие свечи, перья, вату, воду в ванной, лепестки цветов и т.п. Разработайте совместно с логопедом или самостоятельно перечень слов и инструкций, отрабатываемых в течение недели или даже месяца, и создавайте для ребенка такие ситуации деятельности, чтобы как можно чаще использовать слова из этого перечня.
- Не используйте инвертированные словосочетания, метафоры и т.п. в общении с неговорящим ребенком. Стройте предложение по схеме «субъект + действие + объект», например: «собака бежит», «я мою посуду».
- Помните самое главное правило: следите за активностью ребенка! Как только Вы видите его готовность повторить или сказать самому, поощряйте эту активность, а сами затихайте. Для того, чтобы ребенок говорил ему нужно обилие собственной речевой практики.
Чего не стоит делать родителям?
- Сопровождать речевым комментарием ребенка постоянно. В этом случае мы получаем два эффекта: 1) родитель устает от постоянной необходимости выдумывать и говорить, возникает раздражение и злость на ребенка; 2) ребенок воспринимает речь как фоновый шум, наподобие постоянно включенного телевизора.
- Использовать вместо самостоятельного комментария аудиовизуальные средства, например, записать свою речь на планшет или использовать готовые программы.
Список использованной литературы:
- Интервью с О. И. Азовой «Мифы о раннем развитии» https://vk.com/autosanimus
- Акулова Е. «Безречевые дети с РАС: мифы и распространенные ошибки. Как разобраться?» https://vk.com/club88060432
- Громова О. Е. Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз. – М.: Просвещение, 2007.
- Лынская М. Неговорящий ребенок. Инструкция по применению. – М.: Парадигма, 2015 г.
- Янушко Е. Помогите малышу заговорить. – СПб, 2015 г.
Мы в соцсетях & RSS