Подготовил:
заместитель заведующего
по основной деятельности
Гяч В.П.
Цель: повысить уровень педагогической компетентности педагогов по вопросам выявления динамики сформированности у детей младшего и старшего дошкольного возрастакоммуникативных умений.
Задачи:
- познакомить с целью, задачами и теоретическим обоснованием педагогического проекта;
- систематизировать представления о методах выявления сформированности у воспитанников коммуникативных умений.
Теоретическая часть
Целью педагогического проекта является cоздание условий для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами театрализованной деятельности.
Задачи педагогического проекта:
1) создать образовательное пространстводля успешной реализации педагогического проекта;
2) организовать педагогическое и научно-методическое сопровождение проекта;
3) организовать образовательный процесс с воспитанниками по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами театрализованной деятельности;
4) оценить результативность и эффективность проделанной работы по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами театрализованной деятельности.
5) подготовить методические рекомендации и проектные продукты, способствующие по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами театрализованной деятельности в условиях образовательного процесса.
Модель будущего образовательного процесса
Исследования С.В. Артамоновой выявили особенности в отношении отдельных собственно коммуникативных умений у детей с ТНР — это снижение мотивационной потребности в общении, что проявляется в неумении поддерживать разговор, стимулировать собеседника на его продолжение; несоответствие связного высказывания коммуникативной задаче; трудности учёта взаимодействия интонации, смысловых и синтаксических отношений между репликами и другие.
О.В. Дзюба отмечает, что у детей с ТНР имеются трудности в употреблении речевых средств общения: в использовании отдельных ситуативных односложных речевых высказываний, ограниченность и неадекватность реализуемых коммуникативных тактик, однообразие коммуникативных типов высказываний.
Анализ литературы по теме педагогического проекта позволил сделать вывод о том, чтонедостаточное развитие речевых средств, несформированность основных форм коммуникации, низкий уровень становления общесоциальных и конкретно-личностных отношений детей с ТНР приводят к их социальной дезадаптации, что затрудняет процесс взаимодействия со сверстниками в условиях интегрированного обучения и воспитания. Таким образом, сформированность коммуникативных умений является одним из условий успешной адаптации и интеграции детей с ТНР.
Использование театрализованной деятельности в процессе реализации педагогического проекта позволит создать оптимальные условия для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством их активного вовлечения в познавательную, коммуникативную, игровую и художественную виды деятельности.
Педагогический проект рассчитан на 3 года (2021 - 2024). Проектирование и осуществление образовательной работы пройдет в три этапа во второй младшей (от 3 до 4 лет), средней (от 4 до 5 лет) и старшей (от 5 до 7 лет) группах.
1 этап – подготовительный. На первом этапе будет проанализирован отечественный и российский опыт формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами театрализованной деятельности; отобраны методы, приемы и формы организации детской деятельности в учреждении дошкольного образования; разработано перспективное планирование по формированию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами театрализованной с учетом возрастных особенностей; пополнена развивающая предметно-пространственная среда.
2 этап – основной. На втором этапе - использование в образовательной практике отобранных методов, приемов и форм театрализованной деятельности для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи; определение их эффективности;
3 этап – итоговый. На третьем этапе - проведение наблюдения за поведением воспитанников в специально организованной и нерегламентированной деятельности, анализ их содержания; бесед с детьми, обобщение и описание результатов опыта, осуществление его распространения на практическом и методическом уровне.
В работе с воспитанниками с ТНР используютсяспециальные правила, которые позволяют организовать и регулировать их игровое взаимодействие с нормально говорящими сверстниками в условиях образовательной интеграции. Специальные правила взаимодействия внутри группы способствуют созданию социально-психологических условий реализации методики формирования коммуникативных умений детей с ТНР в условиях интегрированного обучения и воспитания: уважение и принятие каждого ребёнка, сотрудничество детей с педагогом и друг с другом, усиление положительного имиджа детей с ТНР, создание ситуаций успеха, эмоциональная насыщенность взаимодействия.
Театрализованные игры организованы с учётом структуры речевого нарушения детей дошкольного возраста, а также с опорой на эмоциональное положительное отношение со стороны детей, их интерес к театрализованной деятельности. Коррекционно-педагогическая работа по формированию коммуникативных умений осуществляется с учётом выявленных закономерностей развития данных умений и особенностей их проявления у детей с ТНР. Таким образом, формирование коммуникативных умений в процессе театрализованной игры включает детей с ТНР в специально организованную и управляемую педагогом игровую деятельность, обеспечивая активизацию и усиление её ресурсных возможностей.
Практическая часть
Результативность педагогического проекта определится путем выявления динамики сформированности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи коммуникативных умений (в сравнении на начало и завершение каждого года реализации педагогического проекта). Для этого подобраны методики, направленные на диагностику всех составляющих коммуникативной компетентности: особенностей познавательного, эмоционального и поведенческого аспекта образа сверстника и чувствительности к сверстнику.
Критерии |
Показатели |
Способы (инструменты) измерения |
Познавательный компонент образа сверстника
|
Владение нормами и правилами общения и взаимодействия со сверстниками, понимание эмоций другого человека.
|
Проблемные ситуации
|
Степень дифференцированности образа сверстника
|
Рисуночная методика «Мой друг» |
|
Умение выйти из конфликтной ситуации
|
Особенности межличностных отношений для детей |
|
Эмоциональный компонент образа сверстника |
Характер отношения к сверстнику |
Схема наблюдения «Особенности общения детей со сверстниками» |
Сформированность личностного типа отношения к сверстнику (понятие Е. Смирновой) |
Экспериментальная проблемная ситуация «Раскраска» |
|
Поведенческий компонент образа сверстника
|
Особенности реального процесса общения |
Схема наблюдения «Особенности общения детей со сверстниками» |
Характер взаимодействия со взрослыми и со сверстниками |
«Шапка-невидимка» |
|
Умение выражать и достигать собственных целей общения с учетом интересов сверстника |
Схема наблюдения «Особенности общения детей со сверстниками» |
|
Способность конструктивного сотрудничества |
Проблемные ситуации «Горошина», «Письмо» |
|
Умение разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами |
Схема наблюдения «Особенности общения детей со сверстниками» |
|
Чувствительность к сверстнику
|
Способность ориентироваться и учитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение, особенности деятельности), проявлять внимание к сверстнику, готовность ответить на его предложения, способность услышать и понять другого. |
Проблемные ситуации «Горошина», «Письмо» |
Экспериментальная ситуация «Раскраска»
Диагностическая направленность:
1) определение типа межличностного отношения детей дошкольного возраста к сверстнику,
2) характер проявления просоциальных форм поведения. Стимульный материал: два листка с контурным изображением; два набора фломастеров:
а) два оттенка красного, два оттенка синего, два оттенка коричневого;
б) два оттенка желтого, два оттенка зеленого, черный и серый. В диагностической процедуре принимают участие два ребенка.
Инструкция: «Ребята, сейчас у нас будет соревнование, мы с вами будем рисовать. Какие цвета вы знаете? Вам нужно раскрасить рисунок, используя как можно больше цветов. Победит тот, кто больше других использует разные карандаши, у кого рисунок будет самым многоцветным. Один и тот же карандаш можно использовать только один раз. Можно делиться».
Детей сажают рядом друг с другом, перед каждым находится лист с контурным изображением и набор карандашей. В процессе работы взрослый обращает внимание ребенка на рисунок соседа, хвалит его, спрашивает мнение другого, при этом отмечая и оценивая все высказывания детей.
Характер отношения определяется тремя параметрами:
1) интерес ребенка к сверстнику и его работе;
2) отношение к оценке другого сверстника взрослым;
3) анализ проявления просоциального поведения.
Первый параметр – степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника.
Показатели оценки:
1 балл – полное отсутствие интереса к действиям другого ребенка (ни одного взгляда в сторону другого);
2 балла – слабый интерес (беглые взгляды в сторону сверстника);
3 балла – выраженный интерес (периодическое, пристальное наблюдение за действиями товарища, отдельные вопросы или комментарии к действиям другого);
4 балла – ярко выраженный интерес (пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника).
Второй параметр – эмоциональная реакция на оценку работы сверстника взрослым.
Данный показатель определяет реакцию ребенка на похвалу или порицание другого, что и является одним из проявлений отношения ребенка к сверстнику либо как к предмету сравнения, либо как к субъекту, целостной личности.
Реакции на оценку могут быть следующими:
1) индифферентное отношение, когда ребенок не реагирует на оценку сверстника;
2) неадекватная, отрицательная оценка, когда ребенок радуется отрицательной и огорчается положительной оценке сверстника (возражает, протестует);
3) адекватная реакция, где ребенок сорадуется успеху и сопереживает поражению, порицанию сверстника.
Третий параметр – степень проявления просоциального поведения. Отмечаются следующие типы поведения:
1) ребенок не уступает (отказывает просьбе сверстника);
2) уступает только в случае равноценного обмена или с колебаниями, когда сверстнику приходится ждать и неоднократно повторять свою просьбу;
3) уступает сразу, без колебаний, может предложить совместное пользование своими карандашами.
Анализ результатов:
Сочетание трех параметров позволяет определить тип отношения ребенка к сверстнику:
индифферентный тип отношения – дети со сниженным интересом к действиям сверстника, индифферентное отношение к положительной и отрицательной оценке сверстника;
предметный тип отношения – выраженный интерес к действиям сверстника, неадекватная реакция на оценку сверстника, отмечается отсутствие просоциального поведения, амбивалентное отношение к свертнику;
личностный тип отношения – отмечался выраженный интерес к действиям сверстника, адекватная реакция на оценку сверстника, просоциальное поведение, положительное эмоциональное отношение к сверстнику.
Методика вербального выбора «День рождение»
Диагностическая направленность: определение социометрического статуса в группе сверстников.
Процедура проведения обследования.
Инструкция: «Представь, что у тебя скоро день рождения и мама тебе говорит: «Пригласи трех ребят из своей группы на праздник!» Кого ты пригласишь?».
Экспериментатор фиксирует отдельно в социометрической таблице выбор каждого ребенка.
Таким образом, заполняются все данные в таблице, после чего исследователь определяет подсчет выборов, сделанных каждым ребенком (по вертикальным столбцам), и записывает в соответствующую графу таблицы. Далее следует перейти к выявлению взаимных выборов. Если среди тех, кто выбрал конкретного ребенка, есть дети, выбранные им самим, то это означает взаимность выбора. Эти взаимные выборы обводятся кружком, затем они подсчитываются и записываются.
Обработка и интерпретация результатов
1. Определение социометрического статуса каждого ребенка
Для определения статуса ребенка использовалась обработка результатов социометрического исследования, предложенная Я.Л. Коломинским. Статус ребенка определяется подсчетом полученных им выборов. В соответствии с результатом детей можно отнести к одной из четырех статусных категорий: 1 – «звезды» (5 или более выборов); 2 – «предпочитаемые» (3–4 выбора); 3 – «принятые» (1–2 выбора); 4 – «непринятые» (0 выборов). 1-я и 2-я статусные категории являются благоприятными, 3-я и 4-я – неблагоприятными.
2. Коэффициент удовлетворенности каждого ребенка своими отношениями
Коэффициент удовлетворенности (КУ) определяется как процентное отношение числа сверстников, с которыми у ребенка взаимные выборы, к числу детей которых он сам выбрал.
75–100 % – высокий уровень удовлетворенности
30–75 % – средний уровень удовлетворенности
Менее 30 % – низкий уровень
Диагностическая направленность: изучение представлений о сверстнике (его социальных и личностных качествах), степень дифференцированности и эмоциональное отношение к сверстнику.
Инструкция: «Нарисуй своего друга, каким ты его представляешь». Затем предложите лист белой бумаги и цветные
карандаши. После окончания рисования ребенку задайте вопросы: «Кто он? Какой он? Чем он тебе нравится? Почему он твой друг?».
Ответы фиксируйте.
Проанализируйте рисунок и результаты беседы:
Критериями анализа:
1) образный компонент портрета друга (по рисунку),
2) вербальный компонент образа друга (по результатам беседы.
Критериями оценки:
1) эмоциональное отношение к сверстнику,
2) степень дифференцированности образа сверстника. Рисунок анализируйте по следующим параметрам:цвет,размер,прорисовка,наличие себя рядом,отношение через изображение,пол друга.
Беседу анализируйте по следующим параметрам:
наличие в описании сверстника особенностей внешности,
наличие в описании сверстника личностных качеств,
наличие в описании сверстника умений и способностей,
наличие в описании сверстника отношения к себе.
Обработка результатов
Высокий уровень сформированности образа сверстника:
положительное эмоциональное отношение, высокоструктурированный образ друга (не менее 5–6 содержательных характеристик сверстника, с использование разных категорий (внешность, умения, личностные характеристики).
Средний уровень сформированности образа сверстника:
амбивалентное эмоциональное отношение к сверстникам, средний уровень структурированности образа сверстника (не мене 3–4 характеристик друга).
Низкий уровень сформированности образа сверстника:
амбивалентное или отрицательное отношение к сверстнику, слабая структурированности образа (1–2 характеристики – «хороший друг», «нравится» и т. д.).
Экспериментальная проблемная ситуация «Горошина»
Диагностическая направленность:
1) определение степени чувствительности ребенка к воздействиям сверстника;
2) определение уровня сформированности действий по согласованию усилий и осуществления совместной деятельности, направленной на достижение общей цели.
Ход исследования: в экспериментальной ситуации участвует два ребенка. Необходимо приготовить листок бумаги (можно на доске) с контурным изображением стручка гороха (или кроны дерева), карандаш и маску, закрывающую глаза.
Объясните детям, что они должны выполнить одно задание на двоих, что от их общих усилий будет зависеть результат. Дети должны нарисовать горошины в стручке. Главное правило: нельзя выходить за границы горошины (показать образец). Трудность заключается в том, что один будет рисовать с закрытыми глазами, а другой должен своими советами (вправо, влево, вверх, вниз) помочь нарисовать горошины правильно. Предварительно нужно убедиться, что ребенок ориентируется в направлениях на листке. Затем дети меняются местами, им дается новый листок и игра повторяется.
Ход выполнения: все реплики и результат фиксируются в протоколе.
1) способность к согласованным действиям и достижению цели совместными усилиями;
2) умение слышать и понимать товарища, умение объяснять, учитывая эмоциональное состояние особенности сверстника, оценка его действий).
Были выделены уровни способности к согласованным действиям.
Низкий уровень – ребенок не согласует свои действия с действиями сверстника, поэтому оба не достигают общей цели.
Например: 1) ребенок говорит другому, что делать, не обращая внимания на то, что его не поняли и продолжающий давать инструкции до тех пор, пока его товарищ не откажется выполнять задание;
2) ребенок, не обращая внимания на инструкции сверстника, пытается подглядывать и самостоятельно выполнить необходимые действия.
Средний уровень — дошкольник ориентируется в процессе выполнения задания на сверстника, но действует несогласовано и достигает результата частично.
Высокий уровень – ребенок способен к совместному выполнению задания и достигает цели.
Чувствительность к партнеру определялась через анализ степени внимания и эмоциональных реакций ребенка на воздействия сверстника – ориентируется ли он при выполнении задания на товарища (слышит, понимает, эмоционально реагирует, оценивает или проявляет неудовольствие).
Низкий уровень – ребенок не ориентирован на партнера, не обращает внимания на его действия, эмоционально не реагирует, как бы не видит партнера, несмотря на общую цель.
Средний уровень – ребенок ориентирован на партнера, пристально следит за его инструкцией или работой, не высказывает оценок или мнения по поводу работы.
Высокий уровень – ребенок ориентируется на партнера, переживает за его действия, дает оценки (как положительные, так и отрицательные), рекомендации как улучшить результат, умеет объяснить задание с учетом действий сверстника, высказывает пожелания и открыто выражает свое отношение к совместной деятельности.
Младший дошкольный возраст
В качестве критериев оценки уровня сформированности коммуникативных способностей я использовала:
- Желание вступать в контакт
- Умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
- Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Я предлагаю использовать метод наблюдения, который является наиболее распространенным для изучения детей младшего дошкольного возраста, и дает возможность получить результат в естественных для них условиях.
В качестве ситуаций наблюдения можно выбрать:
- Сюжетно-ролевую игру «День рождения у белочки». Эта игра не имеет четко заданной ситуации и позволяет включить в сюжет различные роли. Для более полного представления об уровне развития коммуникативных способностей детей игру организовывает взрослый, который осуществляет наблюдение. Таким образом, мы выявим коммуникативные способности в общении и со сверстниками и с взрослыми.
- Задания и поручения, которые позволят нам выявить умения детей выполнять коллективную работу слажено, не вступая в конфликт.
- Целевую прогулку с целью выявления умений выполнять знакомые правила общения с взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»)
- Совместные игры детей на прогулке.
Однако метод наблюдения дает представление большей частью о поведении детей, поэтому так же можно использовать метод беседы, для получения более точных данных о знаниях и умениях детей, необходимых для коммуникативной деятельности.
На основе бесед, разработанных Ю.В. Филипповой, составлен список вопросов беседы, позволяющей оценить уровень знаний о нормах и правилах поведения детей в общении со сверстниками и взрослыми:
· Нужно ли делиться игрушками с детьми?
- Ты всегда стараешься так поступать?
- Почему?
- Можно ли смеяться когда твой товарищ упал или ударился?
- Почему?
- Назови ласково маму, папу и других членов семьи.
- Как нужно обращаться к воспитателю? (ты, вы?)
- Как нужно попросить взрослого о помощи?
- Что нужно делать, когда приходишь в детский сад? Когда уходишь?
Метод наблюдения по схеме Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой
Наблюдение позволяет описать взаимодействие дошкольников в
естественных условиях. В процессе реализации данного метода показатели поведения детей:
- инициативность - стремление ребенка привлечь к себе вниманиесверстника, побудить его к совместной деятельности и выражениюотношения к себе и своим действиям;
- чувствительность к воздействиям сверстника – отражает желаниеи готовность дошкольника воспринять действия и замысли сверстника иоткликнуться на его предложения. Данный показатель проявляется вответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередованииинициативных и ответных действий, в согласованности собственныхдействий с действиями другого, в умении замечать и учитывать пожелания инастроения сверстника;
- преобладающий эмоциональный фон – проявляется в эмоциональнойокраске взаимодействия ребенка со сверстниками. Она может быть:позитивной, нейтрально-деловой и негативной.
На каждого испытуемого заводится протокол, в котором поприведенной ниже схеме отмечается наличие представленных показателейи степень их выраженности.
Шкалы оценки параметров и показателей]
Критерии оценки параметров |
|
Инициативность: - отсутствует: ребенок не проявляет никакойактивности, играет в одиночестве или пассивноследует за другими; - слабая: ребенок крайне редко проявляетактивность и предпочитает следовать за другимидетьми; - средняя: ребенок часто проявляет инициативу,однако он не бывает настойчивым; -высокая: ребенок активно привлекаетокружающих детей к своим действиям ипредлагает различные вариантывзаимодействия.
|
|
Чувствительность к воздействиямсверстника: - отсутствует: ребенок вообще не отвечает напредложения сверстников; - слабая: ребенок лишь в редких случаяхреагирует на инициативу сверстников,предпочитая индивидуальную игру; - средняя: ребенок не всегда отвечает напредложения сверстников; - высокая: ребенок с удовольствием откликаетсяна инициативу сверстников, активноподхватывает их идеи и действия.
|
|
Преобладающий эмоциональный фон: - негативный; - нейтрально-деловой; - позитивный.
|
|
Список использованных источников
1. Артамонова, С.В. Методика использования игрового сюжета в процессе экспресс диагностики речевого развития детей / С.В. Артамонова // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. — Ростов н/Д: изд-во ЮФУ, 2008, — № 6. — С. 198— 212.
2. Гаркуша, Ю.Ф. Особенности общения детей с недоразвитием речи // Ребёнок. Выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / под общ. ред. Ю.Ф. Гаркуши. — М.: изд-во НПО «МОДЭК», 2001. — 256 с.
3. Дзюба, О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи / О.В. Дзюба // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвузовский сб. науч. трудов; под ред. Е.А. Левановой. — Вып. 23. — Калининград: Изд-во КГУ, 2009. — С. 35—40.
Отсутствие или слабо выраженная инициативность (0–1 балл) может
свидетельствовать о неразвитости у ребенка потребности в общении со
сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий
уровни инициативности (2–3 балла) говорят о нормальном уровне развития
потребности в общении. Если у ребенка отсутствует чувствительности к
воздействиям сверстника (0– 1 балл), то это может говорить о неспособности
видеть и слышать другого («коммуникативная глухота»), являющейся
существенной преградой в развитии межличностных отношений
дошкольника.
Также, важной качественной характеристикой общения является
преобладающий эмоциональный фон. Если доминирующей является
негативная окраска взаимодействия ребенка со сверстником, то это может
говорить о проблемах дошкольника в установлении контактов с другими
детьми. Такое поведение может проявляться в том, что ребенок
раздражается, кричит, оскорбляет сверстников или даже дерется. Если же
преобладает положительный фон или же сбалансированные положительные
и отрицательные эмоции по отношению к сверстнику, то это свидетельствует
о нормальном эмоциональном настрое по отношению к партнеру по
взаимодействию.
Мы в соцсетях & RSS