Автор: Гяч Виктория Петровна, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад №19 г.Слуцка», Республика Беларусь.
Цель – создание условий для расширения знаний участников о возможностях театрализованной деятельности и ее использовании в развитии воспитанников дошкольного возраста.
Задачи:
1) расширить представления об образовательных возможностях театрализованной деятельности и ее использовании в развитии воспитанников дошкольного возраста;
2) проанализировать с участниками вариативность использования «театра на фартуке» в процессе реализации задач образовательных областей учебной программы дошкольного образования;
3) мотивировать участников на использование театрализованной деятельности в образовательном процессе с воспитанниками.
Количество участников – 15 человек.
Оборудование: стол мастера, 3 группы столов со стульями по количеству участников, мультиборд, 3 магнитных доски, магниты.
Дидактический материал: 3 игровых поля, 15 карточек с изображением театральных кукол из 3 сказок
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Зовут меня Виктория Петровна Гяч. Приехала я из Беларуси. И рада приветствовать вас на моем мастер-классе, который посвящен вопросам организации театрально-игровой деятельности детей в учреждении дошкольного образования. Для плодотворной работы нам надо удобно расположиться. Предлагаю сделать это как в настоящем театре – найти свое место согласно купленного билета.
Участники вытягивают карточку и определяют место за одним из столов (три группы карточек с изображением разных видов театральных кукол по сказкам «Теремок», «Колобок», «Репка»; количество – 15 штук).
Все правильно нашли свои места, значит узнали сказочных героев и сказки. За первым столом были собраны герои сказки…, за вторым …, за третьим… Картинки с изображением героев разложены на игровом поле, осталось определить, к какому виду театра относятся те или иные куклы. В конверте имеются соответствующие надписи, опередите их место на игровом поле.
Участники распределяют надписи на игровом поле
Какие виды театров использованы на игровом поле?
Сегодня в учреждениях дошкольного образования существует большое количество разнообразных видов театра. Их не просто много, их очень много. И удивить нас уже не просто.
Когда мы обратились к театрализованной деятельности, нам захотелось разнообразить атрибуты для неё, ведь созданное своими руками, с привлечением детей, а также родителей, значительно повышает интерес.
Мы пришли к идее создания «театра на фартуке».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Озвучивается тема, цель и предполагаемые результаты, демонстрируются слайды.
Тема: «Образовательные возможности театра на фартуке как средства обучения детей младшего дошкольного возраста»
Сегодня на мастер-классе вы узнаете: что такое театр на фартуке и как его использовать в работе с детьми дошкольного возраста.
Вы научитесь создавать персонажи театра на фартуке.
А также, я надеюсь, что вам захочется использовать театрализованную деятельность в своей педагогической практике.
Итак, что же такое «театр на фартуке»?! К какому виду театра можно его отнести? Сделать это трудно, потому что «театр на фартуке» – это синтез разных видов театра, в нем соединились элементы пальчикового, перчаточного театров, би-ба-бо, театра на фланелеграфе и др. Данная особенность определяет многовекторность использования этого театра.
Одев на себя «театр-фартук», воспитатель сразу может начать рассказ, занятие, беседу, спектакль или другие формы организации детей. Причём действующие герои никуда не уходят и всегда остаются на виду. Декорации движутся вместе с актёрами-персонажами, быстро меняются. Воспитатель умело манипулирует куклами, прикрепляя их на фартук или пряча в специальный кармашек на нём, удачно дополняя их мимикой, жестами, средствами речевой выразительности.
Основой театра выступает обычный фартук (материал – хлопок, атлас), а декорации и персонажи изготовлены из фетра. Все детали съёмные, на каждую из них прикреплена клейкая лента. Эта особенность делает фартук мобильным и универсальным в использовании, позволяет решать программные задачи всех образовательных областей учебной программы дошкольного образования. В разных частях фартука находятся потайные кармашки (в траве, в домике, в кустах), где лежат персонажи, необходимые для данного занятия. Например, работа по сюжету сказки «Заюшкина избушка». На фартук прикрепляются две избушки – лубяная и ледяная. На крыше избушек, на деревьях и траве - белый снег. Наступила весна и белый снег растаял (съёмные детали (снег) воспитатель открепил и спрятал в кармашек).
Ответ на вопрос «Как эффективно использовать «театр на фартуке» в образовательном процессе?» предлагаю найти всем вместе. Для этого давайте рассмотрим театр на фартуке поближе и разработаем рекомендации по его использованию в работе с детьми дошкольного возраста.
2. Практическая работа 1.
Рассматривание фартука.
Составление кластера «Рекомендация по использованию «театра на фартуке» в работе с детьми дошкольного возраста».
На столе каждой команды лежит кластер, на котором отражены образовательные области учебной программы: развитие речи, развитие элементарных математических представлений, ознакомление с произведениями детской художественной литературы и фольклора. В отдельном конверте находятся карточки с описанием приемов работы. Ваша задача подобрать приемы работы с театром на фартуке в процессе реализации каждой из образовательных областей.
Время работы 2 минуты
Участники систематизируют и наклеивают. В пустые окошки рекомендуется вписать свои предложения.
Время вышло.
Сейчас каждая команда представит рекомендации по одному из трех направлений деятельности. (1 - развитие речи, 2 - развитие элементарных математических представлений, 3 - ознакомление с произведениями детской художественной литературы и фольклора).
Оценка мастером результатов работы команд. Добавляет (озвучивает) свои идеи (наклеивает листочки).
Примерный макет кластера
Вы хорошо справились с заданием, определив приемы, которые можно использовать в работе с театром на фартуке при реализации задач учебной программы.
4. Представление мастером собственного опыта работы с театром на фартуке (прямой комментированный показ с использованием слайд-шоу).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- Подведение итогов
Мастер-класс подходит к завершению. Вы узнали, что такое театр на фартуке и как его использовать в образовательной работе с воспитанниками, а научиться создавать персонажей пальчикового театра вы сможете открыв конверт, где находятся детали одного из персонажей и алгоритм его изготовления.
- Рефлексия
Мне бы хотелось узнать, насколько содержание мастер-класса было интересным для вас. На столах в конвертах «Эпилог сказки» лежат фигурки, которые помогут вам оценить мастер-класс:
-если содержание мастер-класса вы считаете практико-ориентированным, полученные знания и навыки будете использовать в работе, разместите фигурки на нагрудной части фартука;
-если содержание мастер-класса вы считаете практико-ориентированным, но пока не знаете, как использовать полученные знания и навыки в работе, разместите фигурки в нижней части фартука;
-если содержание мастер-класс не представляло для вас профессионального интереса, спрячьте фигурку в карман фартука.
3. Прощание
А я прощаюсь с вами, выражая надежду на дальнейшее профессиональное сотрудничество.
Раздаются флаеры (информация об УДО, мастере, опыте работы)
Список использованных источников
- Давидович, А. Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. Л. Давидович. – Мозырь : Белый Ветер, 2014. – 104 с.
- Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск :Адукацыя і выхаванне, 2012. – 144 с.
- Учебная программа дошкольного образования. – Минск : НИО, 2019. –479 с.
Мы в соцсетях & RSS