Мастер- класс " Образовательные возможности театра на фартуке в развитии детей дошкольного возраста"

Автор: Гяч Виктория Петровна, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад №19 г.Слуцка», Республика Беларусь.

Цель – создание условий для расширения знаний участников о возможностях театрализованной деятельности и ее использовании в развитии воспитанников дошкольного возраста.

Задачи:

1) расширить представления об образовательных возможностях театрализованной деятельности и ее использовании в развитии воспитанников дошкольного возраста;

2) проанализировать с участниками вариативность использования «театра на фартуке» в процессе реализации задач образовательных областей учебной программы дошкольного образования;

3) мотивировать участников на использование театрализованной деятельности в образовательном процессе с воспитанниками.

Количество участников – 15 человек.

Оборудование: стол мастера, 3 группы столов со стульями по количеству участников, мультиборд, 3 магнитных доски, магниты.

Дидактический материал: 3 игровых поля, 15 карточек с изображением театральных кукол из 3 сказок

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Зовут меня Виктория Петровна Гяч. Приехала я из Беларуси. И рада приветствовать вас на моем мастер-классе, который посвящен вопросам организации театрально-игровой деятельности детей в учреждении дошкольного образования. Для плодотворной работы нам надо удобно расположиться. Предлагаю сделать это как в настоящем театре – найти свое место согласно купленного билета.

Участники вытягивают карточку и определяют место за одним из столов (три группы карточек с изображением разных видов театральных кукол по сказкам «Теремок», «Колобок», «Репка»; количество – 15 штук).

Все правильно нашли свои места, значит узнали сказочных героев и сказки. За первым столом были собраны герои сказки…, за вторым ­…, за третьим… Картинки с изображением героев разложены на игровом поле, осталось определить, к какому виду театра относятся те или иные куклы. В конверте имеются соответствующие надписи, опередите их место на игровом поле.

Участники распределяют надписи на игровом поле

Какие виды театров использованы на игровом поле?

Сегодня в учреждениях дошкольного образования существует большое количество разнообразных видов театра. Их не просто много, их очень много. И удивить нас уже не просто.

Когда мы обратились к театрализованной деятельности, нам захотелось разнообразить атрибуты для неё, ведь созданное своими руками, с привлечением детей, а также родителей, значительно повышает интерес.

Мы пришли к идее создания «театра на фартуке».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1.  Озвучивается тема, цель и предполагаемые результаты, демонстрируются слайды.

Тема: «Образовательные возможности театра на фартуке как средства обучения детей младшего дошкольного возраста»

Сегодня на мастер-классе вы узнаете: что такое театр на фартуке и как его использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Вы научитесь создавать персонажи театра на фартуке.

А также, я надеюсь, что вам захочется использовать театрализованную деятельность в своей педагогической практике.

Итак, что же такое «театр на фартуке»?!  К какому виду театра можно его отнести? Сделать это трудно, потому что «театр на фартуке» –  это синтез разных видов театра, в нем соединились элементы пальчикового, перчаточного театров, би-ба-бо, театра на фланелеграфе и др. Данная особенность определяет многовекторность использования этого театра.

Одев на себя «театр-фартук», воспитатель сразу может начать рассказ, занятие, беседу, спектакль или другие формы организации детей. Причём действующие герои никуда не уходят и всегда остаются на виду. Декорации движутся вместе с актёрами-персонажами, быстро меняются. Воспитатель умело манипулирует куклами, прикрепляя их на фартук или пряча в специальный кармашек на нём, удачно дополняя их мимикой, жестами, средствами речевой выразительности.

Основой театра выступает обычный фартук (материал – хлопок, атлас), а декорации и персонажи изготовлены из фетра. Все детали съёмные, на каждую из них прикреплена клейкая лента. Эта особенность делает фартук мобильным и универсальным в использовании, позволяет решать программные задачи всех образовательных областей учебной программы дошкольного образования. В разных частях фартука находятся потайные кармашки (в траве, в домике, в кустах), где лежат персонажи, необходимые для данного занятия.  Например, работа по сюжету сказки «Заюшкина избушка». На фартук прикрепляются две избушки – лубяная и ледяная. На крыше избушек, на деревьях и траве - белый снег. Наступила весна и белый снег растаял (съёмные детали (снег) воспитатель открепил и спрятал в кармашек).

Ответ на вопрос «Как эффективно использовать «театр на фартуке» в образовательном процессе?» предлагаю найти всем вместе. Для этого давайте рассмотрим театр на фартуке поближе и разработаем рекомендации по его использованию в работе с детьми дошкольного возраста.

2. Практическая работа 1.

Рассматривание фартука.

Составление кластера «Рекомендация по использованию «театра на фартуке» в работе с детьми дошкольного возраста».

На столе каждой команды лежит кластер, на котором отражены образовательные области учебной программы: развитие речи, развитие элементарных математических представлений, ознакомление с произведениями детской художественной литературы и фольклора. В отдельном конверте находятся карточки с описанием приемов работы. Ваша задача подобрать приемы работы с театром на фартуке в процессе реализации каждой из образовательных областей.

Время работы 2 минуты

Участники систематизируют и наклеивают. В пустые окошки рекомендуется вписать свои предложения.

Время вышло.

Сейчас каждая команда представит рекомендации по одному из трех направлений деятельности. (1 - развитие речи, 2 - развитие элементарных математических представлений, 3 - ознакомление с произведениями детской художественной литературы и фольклора).

Оценка мастером результатов работы команд. Добавляет (озвучивает) свои идеи (наклеивает листочки).

Примерный макет кластера

Вы хорошо справились с заданием, определив приемы, которые можно использовать в работе с театром на фартуке при реализации задач учебной программы.

4. Представление мастером собственного опыта работы с театром на фартуке (прямой комментированный показ с использованием  слайд-шоу).

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Подведение итогов

Мастер-класс подходит к завершению. Вы узнали, что такое театр на фартуке и как его использовать в образовательной работе с воспитанниками, а научиться создавать персонажей пальчикового театра вы сможете открыв конверт, где находятся детали одного из персонажей и алгоритм его изготовления.

  1. Рефлексия

Мне бы хотелось узнать, насколько содержание мастер-класса было интересным для вас. На столах в конвертах «Эпилог сказки» лежат фигурки, которые помогут вам оценить мастер-класс:

 -если содержание мастер-класса вы считаете практико-ориентированным, полученные знания и навыки будете использовать в работе, разместите фигурки на нагрудной части фартука;

-если содержание мастер-класса вы считаете практико-ориентированным, но пока не знаете, как использовать полученные знания и навыки в работе, разместите фигурки в нижней части фартука;

-если содержание мастер-класс не представляло для вас профессионального интереса, спрячьте фигурку в карман фартука.

3. Прощание

А я прощаюсь с вами, выражая надежду на дальнейшее профессиональное сотрудничество.

Раздаются флаеры (информация об УДО, мастере, опыте работы)

 

Список использованных источников

  1. Давидович, А. Л.  Развитие речевого творчества старших дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошк. образования  /  А. Л. Давидович. – Мозырь : Белый Ветер, 2014. – 104 с.
  2. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск :Адукацыя і выхаванне, 2012. – 144 с.
  3. Учебная программа дошкольного образования.  – Минск : НИО, 2019. –479 с.
поделиться в: