Человек, который верит в сказку, Однажды в неё попадает,
Потому что у него есть сердце…
Сергей Королёв
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. С помощью сказкотерапии происходит воспитание и лечение сказкой, которая не только учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить но и побуждает детей к речевому общению.
Сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребенка, но и на помощь в трудных жизненных ситуациях. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. А что же такое сказкотерапия?
Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми — дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.
Сказкотерапия включает в себя:
сочинение сказок (интерпретация, переписывание сказок, дописывание, сочинение новых сказок и историй);
постановку сказок (сказки на песке, театрализованные игры, кукольные спектакли);
рассказывание сказки (групповое: придумывание по кругу, рассказывание по кругу известной сказки; индивидуальное: от 1-го лица, от 3-го лица);
куклотерапию (пальчиковые, теневые куклы, марионетки.);
рисование сказок (психодиагностическое рисование, которое требует специальных знаний и подготовки, спонтанное волшебное рисование);
анализ сказок (решение открытых сказочных задач, исследование образов).
Этапы работы с дошкольниками по сказкотерапии
Этапы работы |
Игровые приёмы |
Познавательно – аффективная ориентировка |
Словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения. |
Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций |
Словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки, упражнения на релаксацию. |
Выражение замещающей потребности |
Для младшего дошкольного возраста — совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров; Для старшего дошкольного возраста — фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров, речевые игры. |
По мнению Чех Е. В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой: рассказывание сказки, рисование сказки, сказкотерапевтическая диагностика, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки.
Многообразие методов и приемов работы со сказкой позволяет выделить следующие:
– Словесная режиссерская игра;
– Пересказ от лица литературного героя;
– Словесное рисование;
– Психогимнастика;
– Метод «А что потом»;
– Метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;
– Метод «Изменение ситуации в знакомых сказках»;
–Метод «Придумывание кратких историй»;
– Метод «Моделирование»;
– Метод «Сказка про самого себя»;
– Метод «Перевирание сказки»;
– Метод «Бином фантазии»;
– Метод «Сказки по-новому»;
– Метод «Сказка — калька».
Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов.
Педагогам в своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» — нормы и правила поведения.
Среди приёмов сказкотерапии очень популярны игры. С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам:
– «Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.
– «Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.
– «Кто герой сказки?» — учит отгадывать сказку по словам персонажей.
– «Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных.
– «Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой ключик, Фея — волшебная палочка.
– «Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может научить детей сочинять сказку для, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт: мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.
Список используемых источников
1. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. — М., 1955. — Т. I, IV. — Т.1., Т.2.
2. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя».... М.: Независимая фирма «Класс», 1996.
3. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию. — М.: Генезис, 2011.
4. Зеленцова-Пешкова Н. В. Игротерапия для дошкольников. Серия- Школа развития. Ростов-на-Дону: «Феникс». 2014.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика — СПб., 1998.
6. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005
7. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
Мы в соцсетях & RSS