Консультация "Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников"

 

Человек, который верит в сказку, Однажды в неё попадает,

Потому что у него есть сердце…

Сергей Королёв

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. С помощью сказкотерапии происходит воспитание и лечение сказкой, которая не только учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить но и побуждает детей к речевому общению.

Сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребенка, но и на помощь в трудных жизненных ситуациях. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. А что же такое сказкотерапия?

Сказка как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с детьми — дошкольниками, имеющими нарушения речи. Многочисленные исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Аникин В. П., Большунова Н. Я., Кабачек О. А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через использование метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Сказкотерапия включает в себя:

сочинение сказок (интерпретация, переписывание сказок, дописывание, сочинение новых сказок и историй);

постановку сказок (сказки на песке, театрализованные игры, кукольные спектакли);

рассказывание сказки (групповое: придумывание по кругу, рассказывание по кругу известной сказки; индивидуальное: от 1-го лица, от 3-го лица);

куклотерапию (пальчиковые, теневые куклы, марионетки.);

рисование сказок (психодиагностическое рисование, которое требует специальных знаний и подготовки, спонтанное волшебное рисование);

анализ сказок (решение открытых сказочных задач, исследование образов).

Этапы работы с дошкольниками по сказкотерапии

Этапы работы

Игровые приёмы

Познавательно – аффективная ориентировка

Словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

Словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки, упражнения на релаксацию.

Выражение замещающей потребности

Для младшего дошкольного возраста — совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров; Для старшего дошкольного возраста — фантазирование по музыке, словесное рисование, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров, речевые игры.

По мнению Чех Е. В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой: рассказывание сказки, рисование сказки, сказкотерапевтическая диагностика, сочинение сказки, изготовление кукол, постановка сказки.

Многообразие методов и приемов работы со сказкой позволяет выделить следующие:

– Словесная режиссерская игра;

– Пересказ от лица литературного героя;

– Словесное рисование;

– Психогимнастика;

– Метод «А что потом»;

– Метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказке»;

– Метод «Изменение ситуации в знакомых сказках»;

–Метод «Придумывание кратких историй»;

– Метод «Моделирование»;

– Метод «Сказка про самого себя»;

– Метод «Перевирание сказки»;

– Метод «Бином фантазии»;

– Метод «Сказки по-новому»;

– Метод «Сказка — калька».

Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов.

Педагогам в своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» — нормы и правила поведения.

Среди приёмов сказкотерапии очень популярны игры. С детьми можно провести следующие дидактические игры по сказкам:

– «Кто лишний?» — проверяет знание содержания сказки.

– «Назови сказку по сказочному герою» — тренирует умение узнавать сказку по персонажам. Предлагаются картинки с изображениями козы, волка, лисы, дети называют сказки, в которых они встречаются, например, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.

– «Кто герой сказки?» — учит отгадывать сказку по словам персонажей.

– «Кто в каком домике живёт?» — закрепляет знания о домашних и лесных животных.

– «Найди волшебный предмет» — дети подбирают герою волшебный атрибут в соответствии с сюжетом сказки, например, Буратино — золотой ключик, Фея — волшебная палочка.

– «Расскажи сказку» — ребёнок раскладывает карточки-иллюстрации в правильном порядке и пересказывает сюжет своими словами.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может научить детей сочинять сказку для, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт: мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.

Список используемых источников

1. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. — М., 1955. — Т. I, IV. — Т.1., Т.2.

2. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя».... М.: Независимая фирма «Класс», 1996.

3. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию. — М.: Генезис, 2011.

4. Зеленцова-Пешкова Н. В. Игротерапия для дошкольников. Серия- Школа развития. Ростов-на-Дону: «Феникс». 2014.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика — СПб., 1998.

6. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 2005

7. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

поделиться в: