Конспект родительского собрания «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики»

Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с алгометрическими играми, объединить детей и родителей совместным выполнением интеллектуальных и творческих заданий.

Повестка дня:

1.Информация воспитателя «Интеллектуальное развитие старших дошкольников».

2.Рубрика «В родительскую копилку».

3.Викторина «Умники и умницы» с участием детей и родителей.

4.Решение задачек-шуток, загадок детьми и родителями. «Геометрическое дерево».

5.Работа в творческой мастерской «Придумай и нарисуй страну Весёлой Математики».

6.Подведение итогов собрания. Обмен мнениями.

Ход собрания:

1.Выступление воспитателя.

Уже сейчас, в старшей группе мы много говорим о будущем обучении детей в школе. Чаще всего родители считают, что важно научить ребёнка читать, считать, писать, и тогда он будет готов к школе. Между тем исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать у них логическое и алгоритмическое мышление, способности к анализу и синтезу. Во всем этом помогает обучение информатике. У большинства родителей традиционное представление об уроках информатики – дети работают за компьютерами и осваивают их. Но овладение работой на компьютере – лишь навык, помогающий идти к цели, а не конечная цель. Многие важные понятия информатики можно и нужно вводить без использования компьютера. Вместо традиционных уроков можно изучать информатику через развивающие игры и давать к ним наглядный материал с подробными пояснениями по каждой теме.

Интеллектуальное развитие детей – это мыслительная способность, умственное начало, рациональное познание ребёнка, определяющее его деятельность. Под «умственным началом» понимают умение ребёнка самостоятельно делать выводы и умозаключения (соответственно возрасту).

В старшем дошкольном возрасте у детей активно развивается наглядно-образное мышление и закладываются начала логического мышления.

Для успешного и полноценного интеллектуального развития детей необходимо создать предметно-развивающую среду дома и в детском саду. Как же организовать развивающую среду дома? Для развития мышления ребёнка обязательно нужно иметь: настольно-печатные игры с правилами, мозаики, домино и шашки, различного типа конструкторы, ребусы, головоломки, детские энциклопедии, детские журналы с картинками-заданиями. Дети очень любят исследовать, поэтому полезно собрать в отдельном ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, лупы, микрокалькуляторы, компасы, неработающие телефоны и т.д.

Для рисования хорошо иметь листы бумаги разного формата и цвета, мелки, краски, кисточки, цветные карандаши. Хорошо бы приобрести отдельные или в наборе репродукции (открытки) произведений живописи, графики и т.д., и приобщить к ним ребёнка. Очень важно при этом, чтобы дошкольник не только самостоятельно действовал и приобретал знания в специально организованной обстановке, но и активно общался со взрослыми, играл с ними и с другими детьми, совместно действовал для освоения различных понятий, качеств и свойств предметов. Очень важным является положительный фон при организации игр, совместной деятельности, поискового общения, так как именно он способствует возникновению познавательного интереса и уверенности ребёнка в собственных силах.

 

2. «В родительскую копилку» (воспитатель знакомит родителей с алгоритмическими играми и демонстрирует их).

Игры алгометрического содержания помогают формировать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться, развивают интеллектуальные способности и самостоятельность.

 

Дидактическая игра «Рассели друзей»

Использование данной дидактической игры нацелено на формирование у детей умения определять предмет, используя логическое отрицание. Для проведения игры понадобятся три детских стульчика и картинки с изображениями домика, животных и запрещающих знаков.

Правила игры:

Воспитатель расставляет перед детьми полукругом три стула, которые будут считаться домиками друзей. На спинке каждого стула прикреплены по очереди цифры: 1, 2, 3.

Также на стульях установлены запрещающие знаки:

стул № 1 – два запрещающих знака

стул № 2 – запрещающие знаки отсутствуют

стул № 3 – один запрещающий знак

Затем воспитатель назначает трех воспитанников играть роль Белки, Цыпленка и Черепахи (в руках у каждого ребенка картинка с изображением одного из животных).

Детям необходимо расселить друзей: Белку, Цыпленка и Черепаху в свои домики, учитывая запрещающие знаки.

Сначала воспитатель подробно обсуждает с детьми, в каких из трех домиков могут жить Белка, Черепаха и Цыпленок, а именно: Дети, скажите, если в домике № 1 может жить НЕ Белка и НЕ Черепаха, то кто из трех друзей может жить в этом домике? (Ответ детей: Цыпленок.)

Если в домике № 3 может жить НЕ Белка, то кто может жить в этом домике? (Ответ детей: может жить Цыпленок и Черепаха. Но если Цыпленок живет в домике № 1, то в этом домике может жить Черепаха).

Тогда в каком домике может жить Белка? (Белка не может жить ни в домике № 1, ни в домике № 3, а значит, Белка может жить в домике № 2.)

Правильный ответ: Домик № 1 – Цыпленок; домик № 2 – Белка; домик № 3 – Черепаха.

После общего обсуждения трое воспитанников самостоятельно проговаривают про каждого из друзей, картинка которого находится у него в руках: Белка не может жить ни в домике № 1, ни в домике № 3, значит, Белка может жить в домике № 2 – кладет картинку Белки на стул № 2;

Черепаха: если в домике № 2 живет белка, а в домике № 1 Черепахе запрещено жить, то Черепаха живет в домике № 3 – кладет картинку Черепахи на стул № 3; Цыпленок: если в домике № 1 могут жить НЕ Белка и НЕ Черепаха, то в нем живет Цыпленок – кладет картинку Цыпленка на стул № 1.

Практический совет: Чтобы дети не испытывали затруднений при выполнении данного задания, необходимо очень подробно обсудить всем вместе, в каких из трех домиков могут жить Белка, Черепаха и Цыпленок. Затем воспитатель внимательно выслушивает, как дети самостоятельно проговаривают правила расселения друзей

 

Дидактическая игра «Найди фигуру»

Использование дидактической игры нацелено на формирование у детей умения строить отрицание по аналогии. Для проведения игры понадобятся карточки с изображением геометрических фигур.

Правила игры: Воспитатель на полу выкладывает в три ряда геометрические фигуры. Далее выбирает из числа детей трех человек. Каждый воспитанник становится к выложенным рядам фигур спиной.

Затем воспитатель обращается к детям:

– Сегодня в нашей игре мы увидим, кто окажется из вас самым находчивым. Каждому участнику я назову задание. Вы на счет раз-два-три должны повернуться к своим рядам геометрических фигур, внимательно посмотреть на все фигуры, а затем быстро собрать все нужные фигуры. Кто выполнит задание первым и не допустит ошибки, тот и будет самым находчивым.

Воспитатель называет задания:

первому участнику:

– Собрать все НЕ круглые фигуры;

второму участнику:

– Собрать все НЕ треугольные фигуры;

третьему участнику:

– Собрать все НЕ маленькие фигуры

Дети выполняют задание.

Правильный ответ: В первом ряду остается на полу красный круг, все остальные фигуры дети должны собрать.

Во втором ряду остается на полу фиолетовый треугольник, все остальные фигуры дети должны собрать.

В третьем ряду остается на полу зеленый квадрат, все остальные фигуры дети должны собрать.  Практический совет: Данная игра закрепляет умение детей строить отрицание простых высказываний с частицей НЕ и формирует одновременно построение отрицания по аналогии. Для лучшего восприятия задания сначала необходимо воспитателю назвать воспитанникам каждому по очереди свое задания, а затем попросить повторить услышанное задания вслух.

 

Дидактическая игра «Кто поедет в поезде»

Использование данной дидактической игры нацелено на формирование у детей умения определять предмет, используя логическое отрицание.

Для проведения игры понадобятся четыре обруча разного цвета и карточки с изображением геометрических фигур.

Правила игры: Перед детьми на полу воспитатель раскладывает один за одним три обруча разного цвета (это будут вагоны поезда). Из числа детей с высокими показателями обучения назначается один помощник, который будет играть роль проводника поезда.

Затем воспитатель раздает детям карточки с изображениями геометрических фигур, которые будут являться билетами пассажиров поезда.

Воспитатель обращается к детям:

– Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Вы любите путешествовать? Вот на вокзал прибыл наш волшебный поезд. В поезде есть проводник, который должен проверять билеты пассажиров. У вас в руках есть карточки с изображением геометрических фигур разного цвета, разного размера и разной формы – это ваши билеты. Чтобы вы могли сесть в свой вагон, мы с проводником должны проверить ваши билеты. Слушайте внимательно, я буду называть, кто с каким билетом в какой вагон может садиться.

Далее воспитатель объявляет:

– В зеленый вагон садится пассажир с билетом, на котором изображена геометрическая фигура не круглой и не квадратной формы, не красного цвета и не синего цвета, не маленького размера.

И так далее, воспитатель называет билеты в соответствии с фигурами, которые в руках у детей, пока все не разместятся в поезде. Все дети должны быть размещены в вагоны (в обруч может стать до четырех человек).

Когда все дети будут размещены в вагоны, проводник вместе с воспитателем подают сигнал к отправке поезда. Вагоны трогаются под музыкальное сопровождение и весело шагают по комнате.

Практический совет: Необходимо актуализировать у детей знания о противоположных признаках предметов и умение подбирать предметы с противоположными признаками.

Для лучшего восприятия материала в игре, а именно определения детьми правильной геометрической фигуры, целесообразно сначала использовать два признака (форма, цвет), а затем три признака (форма, цвет, размер).

 

3. Викторина «Умники и умницы».

В группу приглашаются дети. Воспитатель предлагает детям и родителям поучаствовать в викторине «Умники и умницы». Вопросы викторины составлены таким образом, что позволяют с интересом участвовать в ней и детям, и родителям.

Вопросы викторины:

1.Какой день недели перед субботой?

2.Если стул ниже стола, то стол…

3.Чем отличается гайка от винта?

4.Утром мы завтракаем, а днём …

5.У каких геометрических фигур нет углов?

6.Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Кто мы? (дни недели)

7.Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (двое)

8.Берёза, клён, одуванчик, дуб. Что лишнее и почему?

9.Если брат старше сестры, то сестра…

10.Что общего между вентилятором и холодильником?

 

  1. Игра «Геометрическое дерево»

Для игры используется искусственное дерево, у которого на ветках необычные плоды – разноцветные геометрические фигуры, на обратной стороне которых записаны задания-ребусы и загадки. В игре участвует каждая семья по очереди. Ребёнок срывает фигуру, родители читают задание и вместе с ребёнком отвечают.

Задания для «чудо-дерева»:

  1. Найди отличия.
  1. Что нарисовано?
  2. Разгадай слова.
  1. Отыщи катушку.
  2. Декодируй рисунок.

 

  1. Творческая мастерская.

Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми с помощью различных изобразительных средств (цветные карандаши, фломастеры, краски, цветная бумага, ножницы, клей) создать изображение страны Весёлой алгоритмики. По окончании работы семьи рассказывают о получившихся изображениях.

6.Подведение итогов собрания. Обмен мнениями.

поделиться в: