Консультация «Алгоритмика для дошкольников»

 

Наша жизнь подчиняется алгоритмам. Мы можем не замечать этого в нашей повседневности, но алгоритм – один из главных кирпичиков, из которых состоит жизнь человека. Алгоритмы были и будут всегда. Вся жизнь человека протекает по алгоритмам, заданным природой или самими людьми. Алгоритмы становятся невидимыми правилами, которые описывают почти все происходящее вокруг.

Умение выполнять, составлять алгоритмы становится существенным компонентом деятельности современного человека, составной частью его мышления и культуры.

Алгоритмические умения важны в жизнедеятельности детей, начиная с дошкольного возраста. Ребенок в процессе реализации действий по выполнению алгоритма учится управлять своей деятельностью в соответствии с предлагаемыми взрослыми правилами. Если ребенок овладел алгоритмическими умениями, то он способен осуществлять планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели, разбивая деятельность на отдельные шаги. В процессе выполнения алгоритма у детей развивается умение удерживать цель на протяжении всего выполняемого задания, а после получения результата оценить его правильность и, если необходимо, осуществить коррекцию своей деятельности. Алгоритмические умения позволяют формировать у дошкольника предпосылки к учебной деятельности.

Связь алгоритмических умений дошкольника и предпосылок учебной деятельности:

 

Элементы алгоритмических умений Формируемые предпосылки учебной деятельности дошкольника
Умение понимать и выполнять алгоритм Умение внимательно слушать говорящего, точно выполнять задания, которые предлагаются педагогом
Умение планировать свои действия, создавать алгоритм своей предстоящей деятельности по достижению требуемого результата Умение самостоятельно выполнять требуемое задание, умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу
Умение анализировать, контролировать правильность выполнения и создания алгоритма; оценка достижения цели, результата  Контроль, оценка, саморегуляция выполняемой деятельности, умение ориентироваться на заданную систему требований
Описание своей деятельности, выполненного или составленного алгоритма понятным другим людям языком и средствами Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, взаимодействие и сотрудничество со взрослыми и сверстниками, использование вербальных и невербальных средств общения

 

Важным условием для формирования алгоритмических умений является развитое логическое мышление. Возраст 5-7 лет является активным пропедевтическим этапом развития логического мышления, в ходе которого закладываются основы осуществления логических операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования.

Под способностью мыслить алгоритмически понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата.

Алгоритмическое мышление предполагает наличие мыслительных схем, которые способствуют видению проблемы в целом, решению задач крупными блоками с последующей детализацией и осознанному закреплению результатов решения.

Алгоритмическое мышление – это совокупность мыслительных действий и приёмов, нацеленных на решение задач, в результате которых создаётся алгоритм, являющийся специфическим продуктом человеческой деятельности.

Проблема развития алгоритмического мышления сегодня – одна из важнейших в педагогической практике. Основной способ её решения – поэтапное формирование логических приёмов мышления с постепенным переходом непосредственно к элементам алгоритмизации.

Если наблюдать за ростом ребёнка, то можно отметить, что в начале он овладевает различными практическими навыками: учится ходить, говорить, читать, писать. Весь этот приобретённый опыт постепенно, по мере развития, закладывается в человеческое сознание в виде определённых действенных схем, активизирующихся в различных ситуациях. Так выстраивается система навыков.

Алгоритмические способности не являются врождёнными, значит, на протяжении всех лет развития ребёнка необходимо всесторонне развивать его мышление (умение пользоваться мыслительными операциями), учить логически мыслить.

Основы логического и алгоритмического мышления могут закладываться в раннем детстве. Согласно теории Пиаже именно в возрасте 5-7 лет у ребёнка складывается навык осуществления базовых интеллектуальных (операционных) действий, приводящих позднее к способности систематизировать знания об окружающем мире. Поэтому этот возраст правомерно рассматривается как период становления интеллекта и личности ребёнка. Опираясь на имеющиеся у воспитанников 5-6 лет представления, знания, умения, можно целенаправленно и системно развивать у них основы алгоритмического мышления.

Формирование у детей на занятиях алгоритмических умений на основе развития основных познавательных процессов обеспечивает формирование метапредметных компетенций, представленных в учебной программе дошкольного образования, необходимых для овладения элементарными умениями в области программирования и информатики, жизни в информационном обществе.

поделиться в: