Консультация "Детский совет"

Что такое «Детский совет»? Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса.

 Технология «Детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования. «Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может принять участие. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.

Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.

Задачи «Детского совета»:

Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».

Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых. Развивать эмпатию.

Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта. Разработать план действий.

Учить детей делать осознанный ответственный выбор.

Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

С чего же начать подготовку к проведению Детского совета?

Необходимо выбрать удобное место, такое, где можно расположиться всей группой, где достаточно места для размещения демонстрационных материалов. Можно сидеть на ковре или использовать подушечки и коврики на каждого ребёнка.

Правила поведения в группе независимо от их содержания должны формулироваться позитивно и их можно красиво оформить, Например:

- «Внимательно слушай других!»;

- «Кричать и бегать можно на улице!»;

- «Если товарищу нужна помощь – помоги!»;

- «Каждая игрушка в группе знает свое место!»;

- «Гостей группы – приветствуем!» и т.д.

Детский совет целесообразнее проводить утром, перед образовательной деятельностью и вечером, после ужина и перед уходом детей домой.

Этапы проведения Детского совета:

1. Приветствие (пожелания, комплименты, подарки).

2. Игра (тренинг, пение, слушание).

3. Обмен новостями. Детский совет - место легитимного высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык.

4. Планирование дня (выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности).

5. Подведение итогов (работа в центре, проект).

Детский совет может длиться в зависимости от возрастной группы и ситуации от 5 до 20 минут.

Детский совет не следует воспринимать и проводить как занятие. Дети должны участвовать в нем по желанию, принуждение не приведет к нужному результату. Дети могут в свободной форме высказываться и делиться любыми новостями, волнующими детей. Воспитатель не может ограничивать беседу только хорошими новостями. Так же не рекомендуется вытягивать информацию насильно: «Маша, ты еще нам ничего не рассказала!».     

Так как высказаться во время обмена новостями хочется многим, вырабатываются правила:

говорим по одному, не перебиваем друг друга,

говорит только тот, у кого в руках волшебная палочка.

Если воспитатель знает, что у кого-то из детей есть значимая для всех новость (день рождения, приехали гости и т.д.), нужно предоставить право ему высказаться первым.

В обмене новостями участвуют не только дети, но и воспитатель. В процессе беседы самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться.

Для того чтобы удерживать разговор в нужных рамках, надо научиться правильно реагировать на высказывания детей. От ответа воспитателя будет зависеть, в каком направлении пойдет разговор и как отразится на ребенке.

Если на высказывание ребенка начать задавать вопросы, то можно получить реакцию других детей, каждый из них захочет получить свою порцию внимания. Если будет необходимо, лучше вернуться к этой теме в индивидуальной беседе. А можно наоборот раскрыть эту тему дальше и выяснить что-то для дальнейшей работы, проекта.

Навык приходит только с практикой, но есть несколько советов, которым можно следовать в его развитии.

Не игнорируйте, но и не оставайтесь на новостях и высказываниях, связанных с покупкой вещей. Если вы будете их поддерживать, то возникнет риск того, что дети будут считать новостью, когда им что-то купили.

Не морализируйте. Если новость или идея, высказанная ребёнком, затрагивает отрицательные, на ваш взгляд, события или действия, постарайтесь понять, какие чувства испытывает тот, кто об этом говорит. И реагируйте на чувства.

Не оценивайте. Нельзя оценивать других, особенно родителей, со слов ребёнка.

Не стесняйтесь, если проблема, которую затронул ребёнок, выходит, в вашем понимании, за рамки приличия.

Не расспрашивайте, если эта новость не составляет непосредственной важности для всех детей. Универсальная форма прекращения обсуждения какой-либо «опасной» темы – спокойно, уверенно сказать: «Так бывает».

Учитесь управлять своим взглядом. Если вы хотите показать ребёнку, что не склонны поддерживать его дальнейшие высказывания, коротко ответьте и переведите внимательный взгляд дальше.

Позволяйте детям самим решать, кто сегодня будет рассказывать о новостях.

Список использованных источников

  1.  [Электронный ресурс]. – Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986.: uchs-a.narod.ru/index/s_i_ozhegov_slovar_russkogo_jazyka/0-447
  2. [Электронный ресурс]. – Бабошина А. В. Консультация для воспитателей «Технология «Утренний круг». - 2015 г.: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/02/05/konsultatsiya-dlya-pedagogov-tehnologiya-utrenniy-krug
  3. Боклина С.В. Технология «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы/ С.В. Боклина, Н.А. Кудряшова, Е.В. Сапрыкина//Молодой учёный. – 2017. - №11.1 (145.1). – С 8 -12.
  4. Будникова Т.А. Формирование способности к планированию собственной познавательной деятельности у детей 5-6 лет посредством занятий, построенных по принципу диалектического структурирования материала/ Т.А. Будникова, М.С. Конько. – Казань: Молодой учёный, 2018. – С. 69-71
  5. Емельянова С.И., Кадочникова Т.А., Сергеева И.В. Детский совет как средство развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста// Интерактивная наука. – 2021. - №6 (61). – С. 1 – 2.
поделиться в: