(Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова)
Инструкция. Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведёнными утверждениями, и в соответствии с этим обведите избранный вариант ответа кружком по каждому утверждению:
Субшкала |
№ |
Утверждение |
Абсолютно не согласен |
Не согласен |
Скорее не согласен |
Скорее согласен |
Согласен |
Полностью согласен |
I |
1 |
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят своё поведение |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
3 |
Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
4 |
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
5 |
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
6 |
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
7 |
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Итого |
|
|||||||
II |
8 |
В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
9 |
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
10 |
С неопрятными людьми неприятно общаться |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
11 |
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
12 |
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
13 |
Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука» |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
14 |
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
15 |
Любые религиозные течения имеют право на существование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Итого |
|
|||||||
III |
16 |
Если друг предал, надо отомстить ему |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
17 |
В споре может быть правильной только одна точка зрения |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
18 |
Даже если у меня есть своё мнение, я готов выслушать и другие точки зрения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
19 |
Если кто -то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
20 |
Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
21 |
Беспорядок меня очень раздражает |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
22 |
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Итого |
|
|||||||
ВСЕГО |
|
Обработка результатов
Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
- Этническая толерантность
Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия
До 19 баллов– низкий уровень
20 – 31 – средний уровень
32 и более баллов – высокий уровень
- Социальная толерантность
Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам
До 22 баллов – низкий уровень
23 – 36 – средний уровень
37 и более баллов – высокий уровень
- Толерантность как черта личности
Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
До 19 баллов– низкий уровень
20 – 31 – средний уровень
32 и более баллов – высокий уровень
Мы в соцсетях & RSS