Подготовил:
воспитатель дошкольного образования
Доморад Г.М.
На данном этапе развития общества и мира в целом, современный педагог, в условиях учреждения дошкольного образования, сталкивается с тем, что большинство детей приходят в детский сад частично или полностью не говорящие. К тому же, дети дошкольного возраста не владеют коммуникативными умениями, они недостаточно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми до того, как начнут посещать детский сад. Вероятно, это происходит из-за развития технологий и окружающего мира ребёнка, игрушки детей интерактивны и разнообразны, зачастую ему не требуется вступать во взаимодействие с людьми и просить о чем-то, что требует от него проявления вербальных и невербальных умений. Попадая в незнакомую среду, ребёнок сталкивается с группой незнакомых ему сверстников и педагогов, с которыми он не умеет взаимодействовать и не понимает их. В зависимости от характера ребёнка у него могут возникнуть трудности в процессе адаптации и выстраивания коммуникаций с другими [1, с. 43].
Застенчивый ребёнок может стать замкнутым и безынициативным, если у него не получается общаться с другими детьми и взрослыми, не говорящий или плохо говорящий ребёнок может стеснять своего речевого дефекта и того, что другие его не понимают, у более уверенных детей тоже могут возникнуть трудности в понимании другого ребёнка и отвержение всех, кто ему не соответствует.
Одной из приоритетных задач в период дошкольного возраста для педагога является развитие коммуникативных умений детей, как вербальных, так и невербальных. Вследствие того, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, а содержание театрализованной деятельности наполнено знакомыми детям сказками и мультфильмами и разыгрывается каждым ребенком в индивидуальной форме, позволяет свободно взаимодействовать друг с другом, она может стать одним из эффективных средств в установлении контактов между детьми и развитии их коммуникативных умений.
Созданная в группе развивающая предметно-пространственная среда должна быть вариативной и доступной, чтобы способствовать развитию самостоятельности у детей. Благодаря организации такой среды, дети могут без помощи взрослого организовывать небольшие театральные постановки, озвучивать стихи и потешки, взаимодействовать со взрослым и сверстниками, решать личностные задачи.
Обогащению театрализованной деятельности детей способствует изготовление и использование различных видов театров, таких как: би-ба-бо, настольный театр, театр на фланелеграфе, конусный театр, пальчиковый театр, «Театр в лицах» — маски героев, шапочки, медальоны, театр плоскостной для индивидуальной работы, или игры малыми группами, театр на ложках, теневой театр; кеглевый театр.
В процессе работы над развитием речи составлены картотеки артикуляционной гимнастики на автоматизацию и дифференциацию различных звуков, дыхательных упражнений, карточки мнемотехники на запоминание содержание сказок и стихов, дидактических игр по развитию речи, а также созданы тренажёры для развития дыхания.
Для более эффективного развития коммуникативных умений и обогащения словарного запаса детей, была создана медиатека из аудио-сказок, читаемых актёрами под музыкальное сопровождение, которые использовались в режимных моментах в течение дня, аудио- и видеофайлов кинофильмов и спектаклей, используемых как в свободной, так и в организованной образовательной деятельности.
Дети слушали и воспринимали выразительную диалогическую и монологическую речь, в дальнейшем имитировали отдельные слова и выражения в свободной игровой деятельности, в следствии чего речь большинства детей стала богата средствами выразительности языка, обогатился словарь и развивалась грамматически правильная диалогическая речь.
В работе с воспитанниками практикуется обязательное использование инсценировок. Не у всех детей все получается. Некоторые дети, стесняются выступать на утренниках перед большой аудиторией, а в группе таких же сверстников, чувствуют себя более уверенно, раскрепощено. У детей наблюдалась неустойчивость внимания, трудность при ориентировке в пространстве, бедность словаря, нарушение грамматического строя речи. В следствие речевых нарушений дети не хотели вступать в вербальную коммуникацию, либо испытывали состояние фрустрации, то есть хотели, но не могли из-за недостаточного владения способами и невербальными средствами общения.
С помощью театра у детей активизировался словарь, они чаще употребляют в своей речи существительные, прилагательные, глаголы, наречия и предлоги. Закрепляется произношение всех звуков. Дети начали пользоваться прямой и косвенной речью, развивается диалогическая и монологическая формы речи. Инсценировки детей в данный момент отличаются от инсценировок, которые были раньше — они интереснее, красочнее по исполнению образа, так как у детей уже накоплен определенный опыт театрализованной игры, они свободно общаются друг с другом, речь их более совершенна и выразительна, лучше ориентируются в пространстве, на сцене, более самостоятельнее в своих действиях.
Работа по развитию коммуникативных умений организована в два этапа: – развитие диалогической речи, – развитие невербальных средств общения.
Для развития диалогической речи, а также правильного звукопроизношения используются специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем — четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи вводятся упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.
С целью приобретения детьми позитивного социально-коммуникативного опыта использовались мини-театральные этюды: «Курица с цыплятами», «Чуть-чуть грустно», «Волшебный стул»; постановки: «Терем-теремок», «Колобок-колючий бок», «Три медведя», «Под грибом», «Кошкин дом»; театрализованные игры: «Изобрази героя», «Немой диалог», «Поиграем-угадаем», «Телефон», «Пантомима» [5, с. 152].
В процессе данной работы у детей развивались коммуникативные умения, навыки вежливого обращения к другим людям. Также проводилась работа по разучиванию стихотворений к каждому празднику детского сада и группы, благодаря чему речь детей стала более эмоционально окрашенной. После того, как у детей сформированы базовые умения по использованию основных средств интонационной выразительности, вербальных и невербальных коммуникативных умений, обогатился словарь, мы переходим к самому интересному, на наш взгляд, этапу работы — подготовке и показу театрального представления, как итогу своей деятельности. Вся указанная работа проводится в рамках совместной деятельности педагога с воспитанниками.
Такая организация театрализованной деятельности детей не только создаёт условия для формирования коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста, но и развития способностей детского творчества, позволяет ребёнку вступать в контакт с детьми других групп, с разными взрослыми. Последовательная работа по развитию коммуникативных умений именно в театрализованной деятельности помогает изменить не только негативное отношение ребёнка своему речевому дефекту, повысить его самооценку, научить способам невербального взаимодействия с другими людьми, а также способствовать развитию всех компонентов речи ребёнка.
Большую роль для вовлечения дошкольников в театрализованную деятельность играет взаимодействие с социальными партнерами. Тесное общение с артистами кукольного театра дает возможность дошкольникам перенять опыт по созданию художественных образов, озвучиванию и передаче настроения персонажей.
Литература:
1. Котова И. Г. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников средствами театрализованной деятельности // Педагогическое образование и наука. — 2015. — № 3. — С. 43–44.
2. Мигунова Е. В. Педагогическое сопровождение театрализованной деятельности в детском саду. Учебно-методическое пособие, 2006. ⸻Санкт-Петербург: Лань, 2019 – 272 с.
3. Редикульцева С. Г. Развитие навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми через театрализованные игры // Современная научная мысль: Материалы III Международной научно-практической конференции. — Чебоксары, 2017. — С.110–122.
4. Сороковикова И. В. Театрализованная деятельность − как средство развития речи детей-дошкольников // Образование и наука на XXI век — 2015. — С. 82–86.
5. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры. Упражнения. Конспекты занятий. 4-е изд., испр. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 176 с.
Мы в соцсетях & RSS