Подготовили:
Семенова Е.В.
Воспитатель дошкольного образования
первой квалификационной категории
Шутик Е.А.
Воспитатель дошкольного образования
второй квалификационной категории
Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям: матери и отцу. На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: чести, правдивости, чувства дома, любви и уважения к труду. Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения.
Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.
Малыши играют, развиваются, осваивают представления о нравственном поведении, получают определенные эмоции. Взрослые, создавая игровую среду, окружая малыша вниманием и любовью, показывая общение на личном примере, играя с детьми, должны формировать нравственные качества у ребенка. Но на самом деле этого не происходит: мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. У детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость, безразличие.
Таким образом, ребенок, воспитанный в любви и заботе взрослых, тем не менее, не имеет достаточных представлений, чтобы проявить такие нравственные качества, как доброжелательность, заботу, внимание, сопереживание. Вина его равнодушия, нежелания считаться с мнением или действием других, неумения выразить доброту, сопереживание, заботу ложится на нас, взрослых. Это мы, родители и педагоги, не сумели достучаться до сердца ребёнка и заронить в нём доброту и любовь. Наша вина в том, что роль игры в нравственном развитии не осознается в должной мере. Не всегда соблюдаются и правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Не понимая педагогического значения детской игры, взрослые не учитывают, что в игре малыши по-своему осмысливают взаимоотношения людей, знания, приобретаемый опыт поведения. Путем игры можно воспитать черствого, равнодушного человека, а можно - прекрасного, нужного обществу.
Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Дж. Леви, Р. Кайца, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинского, Й. Хейзинги и др.
Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии личности дан Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П. Аникеевой, О.С. Газмана, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджериц-кой, И.И. Фришман, Г.1Т. Черного, С.А. Шмакова и многих других.
Таким образом, мнения многих авторов и актуальность проблемы побудили меня к поиску игр, которые будут способствовать нравственному развитию, и при каких условиях формирование нравственных качеств дошкольника в игре будет проходить эффективнее.
Работая с детьми дошкольного возраста следует сделать вывод, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
Наш детский сад работает по обще образовательной программе, которая направлена на решение трёх основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребёнка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяем, в частности, развитии дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам.Поэтомработая над темой: «Формы и методы воспитания нравственных чувств и этических представлений у детей дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевых игр».
Цель – систематизация знаний педагогов по формированию у воспитанников навыков толерантности в процессе сюжетно- ролевых игр.
Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств при соблюдении ряда условий:
- правильная организация и руководство игрой
- правильно сформулированная мотивация
- многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность.
- учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.
Для того чтобы начать работу необходимо изучить методическую литературу:
1.«Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. (В этой книге определены цели и задачи нравственного воспитания дошкольников.Это помогло мне определить и поставить нравственные цели и задачи в игровой деятельности).
2.«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л. И. Каплан (Я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей).
3.«Воспитание детей в игре» А. К. Бондаренко, А. И. Матусик (Данное пособие помогло мне вовлечь детей в игру, помочь им понять нравственные нормы и представления).
4.«Младший дошкольник в детском саду» Т. И. Бабаева(Эта книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств).
5.«Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольника» Л. Ф. Островская (применила примеры педагогических ситуаций на родительском собрании, что помогло определить уровень нравственного развития в семье).
6.«Роль игры в воспитании детей» А. П. Усова (Книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников).
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит творческий характер.
Отмечая значение игр для развития той или иной стороны деятельности (в дидактических играх - умственная работа, в подвижных - движение, в строительных играх – конструктивные способности и навыки), мы не замечаем порой главную сторону детской игры. Такие важнейшие звенья детской жизни, как взаимоотношения, поступки, чувства зачастую оказываются отодвинутыми на задний план. Эту важнейшую проблему успешно помогает решать сюжетно-ролевая игра. Специфика сюжетно-ролевой игры такова, что позволяет использовать ее как одно из эффективных средств социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми детей используем разнообразные педагогические методы и приемы (познавательные и этические беседы, создание проблемных ситуаций, установление игровых традиций, проведение разнообразных экскурсий, организация встреч с людьми разных профессий – по возможности, чтение художественной литературы и т.д.), которые наиболее эффективны в данной работе.
Сюжетно-ролевые игры имеют по сравнению с другими играми ряд преимуществ: позволяют включить большое количество ролей, удовлетворить разные интересы детей, объединить их общими переживаниями, что так важно для нравственного развития. В настоящее время проблема нравственного воспитания дошкольников очень актуальна. Наблюдая за детьми, за их проявлениями в игровой деятельности, часто можно увидеть, что многим детям трудно наладить контакт со сверстниками, взять на себя роль лидера, не отступиться от правил игры. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально. Уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века.
Понимая большие воспитательные возможности сюжетно-ролевых игр, их роль в формировании нравственных качеств личности, в первую очередь обращаем самое серьезное внимание на организацию предметно-развивающей среды.
Предметно - развивающая среда обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит творческий характер.
Отмечая значение игр для развития той или иной стороны деятельности (в дидактических играх - умственная работа, в подвижных - движение, в строительных играх – конструктивные способности и навыки), мы не замечаем порой главную сторону детской игры. Такие важнейшие звенья детской жизни, как взаимоотношения, поступки, чувства зачастую оказываются отодвинутыми на задний план. Эту важнейшую проблему успешно помогает решать сюжетно-ролевая игра. Специфика сюжетно-ролевой игры такова, что позволяет использовать ее как одно из эффективных средств социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми детей используем разнообразные педагогические методы и приемы (познавательные и этические беседы, создание проблемных ситуаций, установление игровых традиций, проведение разнообразных экскурсий, организация встреч с людьми разных профессий – по возможности, чтение художественной литературы и т.д.), которые наиболее эффективны в данной работе.
Сюжетно-ролевые игры имеют по сравнению с другими играми ряд преимуществ: позволяют включить большое количество ролей, удовлетворить разные интересы детей, объединить их общими переживаниями, что так важно для нравственного развития. В настоящее время проблема нравственного воспитания дошкольников очень актуальна. Наблюдая за детьми, за их проявлениями в игровой деятельности, часто можно увидеть, что многим детям трудно наладить контакт со сверстниками, взять на себя роль лидера, не отступиться от правил игры. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально. Уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века.
Понимая большие воспитательные возможности сюжетно-ролевых игр, их роль в формировании нравственных качеств личности, в первую очередь обращаем самое серьезное внимание на организацию предметно-развивающей среды.
Предметно - развивающая среда обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность детей.
Практическая часть.
В качестве разминки мы поиграем в игру «Докажи очевидное»: я буду делать общеизвестные утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения на примерах из своей практической работы.
-Игра для ребенка - это радость и удовольствие.
-Игра облегчает адаптационный период.
-Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком.
-Игра способствует становлению целенаправленной деятельности.
-Игра - окно в мир взрослой жизни.
-Игра способствует развитию речи.
-Игра имеет значение для умственного развития.
(После каждого утверждения предоставляется слово воспитателям, которые комментируют значение игры, опираясь на свой опыт работы и наблюдения за играми детей.)
Блиц – опрос
1. Какие игры относятся к сюжетно-ролевым?
(Игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, игры-забавы, развлечения).
2. Назовите основные элементы сюжетно- ролевой игры?
(замысел, сюжет, содержание, игровая ситуацию, роль, ролевое взаимодействие, правила).
3. Что общего и в чем отличие сюжетно - ролевой и театрализованной игры?
4. Назовите примеры сюжетно - ролевых игр.
5. Какие игрушки заместители можно использовать в сюжетно-ролевых играх?
Педагогические ситуации
1.Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие».
«Чур, я капитан корабля», - говорит Ваня. «Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан», - запротестовали Маша и Кирилл
Вопросы: Как воспитателю разрешить данную ситуацию? Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели все дети?
2.Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после напоминания воспитателя.
Вопрос: Какова должна быть реакция педагога?
3. Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет.
Вопрос: Как поступить воспитателю?
4. Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На замечания воспитателя отвечают, что они играют в «войну».
Вопрос: Как должен поступить педагог?
5. Дети повторяют в игре «некрасивое» поведение взрослых.
Вопрос: Как должен отреагировать на это воспитатель?
6. Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений отказывается.
Вопрос: Как отреагировать в этом случае воспитателю? Как правильно вовлечь девочку в игру?
Мы в соцсетях & RSS