Маршруты выходного дня

В выходной день многих родителей интересует вопрос: «Куда пойти с ребенком?» Как полезно и интересно провести эти дни? Может в поход, в парк?»

   Эти советы помогут Вам сделать семейный, выходной день по-настоящему захватывающим для ребенка.  Спросите ребенка, куда бы он хотел пойти, что увидеть? Решающее слово остается за ребенком, это один из моментов, когда ребенок чувствует свою сопричастность с взрослым в семье и растет спокойным, уверенным.  

   Совместный с ребенком поход – это не отдых для родителей, а время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостоверится, что Вы его любите, что живете его интересами. Не забывайте смотреть вокруг глазами ребенка, разделять его радость и удивление.  Читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Литературный материал обострит восприятие малыша, поможет запоминанию ярких образов.  Ваша речь, дорогие родители – эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы. Не забывайте побуждать ребенка высказываться,  думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их.  Интересным и увлекательным для ребенка может стать и посещение музеев. Постарайтесь заранее узнать какие выставки проходят выходные в нашем городе. Выберите ту, которая заинтересует вашего ребенка, будет соответствовать его знаниям и возрасту. Практически всегда привлекательными для дошкольников оказываются краеведческие музеи. Увидеть в музее все ребенок просто не в состоянии. Переход от одной музейной витрины к другой, утомителен и мало познавателен для ребенка. Гораздо лучше и намного полезнее выбрать, что - то одно, и внимательно рассмотреть в деталях. Можно выбрать экспозиции, посвященному народному  костюму или оружию, посуде, мебели. Большой интерес представляют для детей и выставленные в музее археологические находки: утварь, сделанные из камня топоры, ножи, различные кости доисторических животных, женские украшении. В музее ребенок узнает, как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду носили, и из какой посуды ели, во что играли и т.п.

   В этом возрасте детям хочется примерить эту жизнь на себе, узнать новое, поэтому Вы родители, должны сделать эти посещения регулярными и интересными. Много интересного может узнать ребенок, и просто гуляя с вами по улице. Расскажите, почему такое название носит данная улица, какие достопримечательности находятся на ней. Рассмотрите транспорт, идущий по улице, вспомните правила дорожного движения, расскажите ребенку о предприятиях нашего города. Такие беседы не только расширят кругозор дошкольника, но и пополнят его словарный запас.

   Существует много различных способов , как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно. Продумайте, пофантазируйте, и Вы получите массу впечатлений и пользы от прогулок с ребенком.

   Предлагаем Вам ознакомится с маршрутами выходного дня в нашем городе:

Маршрут выходного дня «Мой Слуцк» (для детей 5 - 7 лет)

Цель: способствовать побуждению интереса к культурно-историческому  наследию нашего города. Привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.

Задачи маршрута:

  • познакомить с достопримечательностями, памятниками Слуцка.
  • развивать эстетическое восприятия, эмоциональную отзывчивость, творческие способности детей.
  • воспитывать  любовь к семье, родному городу.

Тип экскурсии: пешеходная.

Маршрут экскурсии: дом - камень с датой основания г. Слуцка - памятник А. Слуцкой - памятник героям войны - памятник С. Слуцкой - набережная-дом.

Описание маршрута:

Выходя из дома, прочитайте ребенку стихотворение Галины Варущенковой «О родном городе»:

Есть у каждого на свете свой родимый уголок.

Для меня таким, поверьте, стал наш тихий городок.

Раньше я не понимала и печалилась порой,

Если мама после сада нас вела пешком домой.

Мы экскурсий не хотели, мы хотели на качели!

Но теперь я стала старше и проснулся интерес:

Про родной и славный город разузнать всё, наконец.

Каждый день я с нетерпеньем жду, когда пойдём гулять,

Потому что мама может обо всём мне рассказать:

Про скульптуры, монументы и про памятник Победы,

Про спортсменов, мастеров, знаменитых земляков…

Я всё-всё про город знаю, и теперь я понимаю:

Мы должны гордиться им, нашим городом  родным!

Предложите ребенку вместе пройтись  по родному городу, узнать и увидеть о нем много нового и интересного.

По пути маршрута предложите  поиграть в словесную игру «Подбери слово».  Вы называете существительное (объекты города, которые будут встречаться по дороге) - ребенок подбирает подходящие по смыслу определения-прилагательные. Например,  магазин (продуктовый, небольшой, одноэтажный),  памятник, скамейка, река…

Подходя к перекрестку дороги, проговорите безопасные правила его перехода. Спросите у ребенка, что обозначает каждый цвет светофора.

Первый памятник нашего маршрута - камень с датой основания г. Слуцка. Поинтересуйтесь, знает ли ребенок, что за цифры изображены на нем. Обратите внимание ребенка на то, сколько лет исполнилось нашему городу в этом году.

Маршрут продолжает комплекс памятников Анастасии Слуцкой, героям войны и Софии Слуцкой. Рассмотрите поочередно памятники.  Расскажите значимую информацию о них, зачитывая сведения из буклета.

 Обратите внимание ребенка на цветы, лежащие у памятников, Пусть ребенок обоснует  ответ на ваш вопрос - Почему люди приносят цветы к памятнику?

 Ответьте на интересующие ребенка вопросы.

Далее пройдем по набережной реки. Полюбуйтесь природой. Спросите у ребенка название реки, которая дала имя нашему городу. Обратите внимание на плавающих по реке птиц. Загадайте ребенку загадку про уток:

Вдоль по реке, по водице плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет, за собою их ведет.
Весел нет у малых лодок, а кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед всю ватагу поведет.

Отдыхая на лавочке набережной,  предложите ребенку поиграть с вами в игру «Назови ласково» (например, «город-городок,  дом-домик, сад-садик и т.д.)

 По дороге домой предложите ребенку почитать вывески зданий, названия улиц. Можно  поиграть в игры «Назови номер дома», «Посчитай этажи». Дети с удовольствием будут демонстрировать вам свои математические знания. Поощряйте  правильные ответы ребенка.

 После прогулки  не забудьте поинтересоваться у ребенка дома:

- Что тебе понравилось и запомнилось на прогулке по городу?

- Где бы ты хотел побывать?

- Куда бы ты хотел вернуться?

Предложите ребенку вместе нарисовать, слепить или сделать аппликацию увиденного на прогулке.

Фотографии  оформите  на память в семейный  фотоколлаж «Прогулка по Слуцку».

свернуть

Маршрут выходного дня «В гости к школе» ГУО Гимназия №1 г.Слуцка (для детей 5 - 7 лет)

Контактная информация:
Почтовый адрес: 223610 Минская область, г. Слуцк, ул. Комсомольская, 7.
Телефон: 8 01795 2 36 79
Сайт школы: https://gymn1.slutsk-vedy.gov.by 

Слуцкая гимназия - старейшее учебное заведение Белоруссии, основанное в 1617 году князем Янушем Радзивиллом.  Называли её Слуцкими Афинами.

В 1829?38 годах старое деревянное здание заменило новое каменное строение, построенное по проекту Короля  Подчашинского. Проект гимназии сохранился до настоящего времени.

Здание является памятником архитектуры эпохи классицизма, в настоящее время в нём находится один из корпусов гимназии. В её стенах каждому не только давали большой объём знаний, но и учили по-настоящему мыслить. При этом умело использовался диалог учителя и ученика. А именно его как плодотворную форму обучения ввёл Платон в своей известной Афинской академии. Много выпускников, среди которых были и наши земляки, стали известными людьми не только в Беларуси, но и за её границами. Это писатели А. Обухович и Я. Дыла, учёный звёздного неба астроном В.Цесарский, известный конструктор в области космонавтики С. Косберг. Нельзя не назвать имена учёных-медиков А. Яремича, А. Крассовского, художника К. Карсалина

  Содержание маршрута:

Перед тем, как идти к гимназии  расскажите ребёнку  о том, что Слуцкая гимназия - старейшее учебное заведение Беларуси. Здание является памятником архитектуры. Рассмотрите с ребёнком фотографии  (приложение №1). В гимназию принимали шляхетских детей, горожан, иногда крестьянских детей.  Учились дети 6-8 лет. 

Занятия начинались с 8 до 10 и продолжались после обеда с 13 до 15 часов. В современной гимназии  можно увидеть  колокольчик, звоном которого учащимся сообщали о начале и окончании урока(приложение №2).

 По средам и субботам после обеда отдыхали. Отдыхали также в некоторые дни перед или после праздников. После экзаменов давался шестидневный отдых. Каждую субботу следили за тем, чтобы все было аккуратно записано. Помимо домашних заданий учащиеся гимназии выполняли письменные упражнения, писали сочинения, делали переводы.    В старейшей гимназии Беларуси  можно увидеть копию старейшего в мире «Букваря»!  О том, как передавали копию в музей гимназии можно посмотреть в интернете  Ист: youtube.com;  (приложение №3).

 В одном из залов гимназии выступал белорусский поэт  Якуб Колас. Здесь поэт впервые прочитал свою поэму «Новая зямля». Покажите ребёнку фотографию поэта (приложение №4)

 По дороге от дома к гимназии можно составить план-схему движения, отмечая наиболее запоминающиеся объекты. Обратите внимание    ребенка, как и на чём можно добраться до школы.

 Рассмотрите старые здания и  новостройки, покажите городские (Слуцкая укрупненная типография, одна из старейших в стране,  организованная предположительно более 400 лет назад, часовня Варвары великомученицы), промышленные предприятия и расскажите об их продукции (фабрика художественных изделий).                                                    

Во время движения  можно задать ребёнку вопросы:                                               

- Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (ученики, школьники, первоклассники).

- Что находится у школьников в портфелях?   

-  Как можно назвать все эти предметы одним словом?                                             

-  В какое время года дети идут учиться?                                                                 

-  Послушай слова - учить, учитель. Какая часть у слов - родственников общая?         

-  А у слова «школа» есть родственные слова... (школьник, школьная, школьница).   

- Чем отличается школа от детского сада?

Можно поиграть и в такую игру «Догадайся и ответь»    

  • Как в школе называется взрослый, который учит детей? (учитель)
  • Как в школе называют детей? (ученики)
  • Как называется книга, по которой учатся ученики? (учебник)
  • Куда учитель ставит ученикам оценки? (дневник)
  • Коробка для ручек и карандашей? (пенал)
  • Перерыв между уроками называется? (перемена)
  • Прозвенел звонок начинается…(урок)
  • Стол за которым пишут ученики – это…(парта)

 

Во время отдыха, сидя на скамейке, можно  в ненавязчивой форме побеседовать о том, каким должен быть хороший ученик:

Родитель (Р): Послушай, как учила мама своего маленького крокодильчика:

Зеленого крокодила

Зеленая мать учила:

-Можешь ты быть ученым,

Конструктором или поэтом,

Но главное - быть зеленым!

Запомни, пожалуйста, это.

Права ли мама крокодильчика? (ответ ребёнка)

Р: А вот чему учила своего сыночка другая мама, мама гиппопотама:

Можешь ты быть акробатом,

Конструктором или поэтом,

Но главное - быть пузатым.

Счастье, сыночек, в этом.

Хорошим учителем оказалась мама гиппопотама? (ответ ребёнка )

Р:А серого мышонка

Серая мама пугала:

-Можешь ты быть инженером,

Ученым или поэтом,

Главное - быть серым,

Маленьким и незаметным.

Р : А какими должен быть ты, чтобы стать хорошим учеником? (ответ ребёнка)

 

   По дороге можно выучить с ребёнком физминутку,  которую впоследствии можно использовать во время выполнения заданий:

Утром в школу мы идем: раз – два, раз - два.

На урок зовет звонок:  раз – два, раз - два.

Учитель спросит – надо встать,

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

Только руку подними.

Дети любят фотографироваться, а возможно, и фотографировать. Поэтому не забудьте сделать несколько снимков на память о путешествии. Принесите фотографии в детский сад. Дети с удовольствием выступают в роли экскурсоводов и рассказывают воспитателям и детям о своих впечатлениях.

          По возвращении  

  1. Предложите ребёнку рассказать домочадцам путь, опираясь на составленный план.
  2. Предложите ребёнку  заполнить «копилку первоклассника».

Предложите ребёнку «наполнить» две копилки: «трудности ученика» и «успехи ученика» (в качестве копилки можно использовать любые непрозрачные баночки с наклеенными названиями разного цвета). Ребёнок должен  перечислить, что, по его мнению, может затруднить его учебу, жизнь в школе, огорчить или, наоборот, принести удовольствие, обрадовать, помочь справиться со школьными трудностями. Каждое высказывание сопровождается бросанием монеток (фишек, горошинок и пр.) в соответствующую копилку. Когда варианты иссякнут, предложите ребёнку «погреметь» копилкой и определить, где содержимого больше. Если ребёнок  считает, что копилка «успеха» звонче, подвести к тому, что и успехов в жизни ученика больше. Если одинаково, то, несмотря на трудности, будет и не меньше успехов. А если трудностей больше – добавить «фишек» в копилку «успеха», упомянув то, о чем забыл ваш ребёнок.  

 

  1. Поиграйте всей семьёй:

   Упражнение «Собираем портфель»                                                                    Все участники сидят в кругу. Мама  говорит: «Я положу к себе в портфель...» – и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Ребенок повторяет название предмета, который назвала мама, и добавляет свой предмет, следующий член семьи  – первые два слова и свое, последний повторяет все названные предметы.

   Игра "Замочная скважина"                                                                                 Положите  на стол какую-нибудь картинку с изображением предмета на школьную тему. Затем накрыть сверху листом с замочной скважиной. Отверстие скользит по поверхности картинки, позволяя видеть ребенку только отдельные ее части. Задача ребенка догадаться, что изображено на картинке.

    Дидактическая игра "Подскажи словечко"

(взрослый читает четверостишия, а ребёнок заканчивает его нужным по смыслу словом)

Если в школу ты пошел —
Новый статус приобрел.
Был ребенок, был дошкольник,
А теперь зовешься…  школьник

«Какой у утконоса нос?» —
Такой попался мне… вопрос

 Знал его я назубок —
Дома выучил…   урок

Пишу в тетради аккуратно,
Хочу, чтоб было все понятно.
Я написал уж много строк,
Остался чист один… листок

Нарисую лето, маму
И себя. На мне — панаму.
Море, радугу и дом.
Все хранит в себе…     альбом

Подруга всех учеников,
Она от школьной жизни старта
До школьников-выпускников
Повсюду рядом. Это…   парта

Он для ручек домом стал.
Называется…     пенал

А теперь вам на урок!» —
Сообщает нам…     звонок

 Первая книга, что знания дает,
Ее первоклассник в портфеле несет.                                                             

Всегда и повсюду, сегодня и встарь

Школьнику очень нужен…   букварь

Шел урок, а он молчал —
Перемену, видно, ждал.
Только кончился урок,
Громко зазвенел…    звонок

В нем лежат пенал, тетрадки
И на завтрак бутерброд.
Все учебники в порядке
В школу ученик несет.
Он блестит, как будто глянец, —
За спиной красивый…  ранец

 Будем весь урок писать,
Пригодится нам…    тетрадь

Я уроки посещаю
И всегда веду дневник.
Сам себя я называю
Школьник или…     ученик

 4.Почитайте  с ребёнком

* М. Зощенко «Не надо врать» из цикла рассказов «Лёля и Минька»

* I. Муравейка «Пра мышку I книжку»

* С.Т.Погорелова  Круглый год «Сентябрь»

В сентябре встречают школы

Шумный, детский хоровод,

Загорелый и весёлый.

Силы есть на целый год!

Буду я прилежным самым,

Чтоб учиться, нужен труд.

Будет радоваться мама,

Папа, брат меня поймут.

И учитель наш стремится –

Чтоб успех пришёл ко всем.

Учит он ребят учиться,

Догадался я зачем:

Знали б грамоту, природу,

Как был пращур крепостным,

Благо принесли народу,

Утешение родным.

Сделали бы жизнь счастливой

От начала до конца,

Нашу Родину красивой,

И прославили Творца!

5 Загадайте  загадки:                                           

1.   Чтобы было, где писать

В школе нам нужна… (тетрадь)

2.   Буквы все от А до Я

На страницах… (букваря)

3.   Если ты его отточишь

Нарисуешь все, что хочешь

Солнце, море, горы, пляж

Что же это… (карандаш)

4.   Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водят по страничке… (кисточка)

5.    Должен каждый ученик

В школу брать с собой…. (дневник)

6.  Я люблю прямоту, я самая прямая,

Сделать ровную черту всем я помогаю… (линейка)

7.     Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота!       ( Цветные карандаши)

 

 6  Составьте рассказ о путешествии  или придумайте сказку…                                      7 Изготовьте  вместе с ребёнком коллаж,  закладки для учебников  (приложение №5). 

8 Предложите  ребёнку:                                                                                          -  нарисовать   школу будущего,                                                                              -   «поиграть»  с линией и точками  

 Приложение №1

Слуцкая гимназия на рисунке Наполеона Орды. 1870г?

Гимназия и кальвинистский собор, панорама улицы Широкой на фото начала 20 века

   

               современный вид гимназии  

 

Приложение №2  

Приложение №3

 

  Приложение №4

Приложение №5  

              

   

 

 

свернуть

Маршрут «Женщины в истории города Слуцка» (для детей 5 - 7 лет)

Цель: способствовать побуждению интереса к культурно – историческому наследию нашего города; воспитание национального самосознания, уважения к истории и культуре своего края.

Задачи экскурсии:

  • познакомить с достопримечательностями, памятниками архитектуры, истории и культуры города Слуцка;
  • развивать диалогическую речь, умение вести беседу;
  • закрепить правила поведения в общественных местах;

Тип экскурсии: семейный маршрут выходного дня.

Вид экскурсии: пешеходная.

Маршрут экскурсии: набережная – часовня великомученицы Варвары – ул. М. Богдановича – памятник С. Слуцкой – набережная – памятник А. Слуцкой – камень с датой основания г. Слуцка.

Описание маршрута.

Маршрут начинается от набережной, на которой находится часовня великомученицы Варвары. После панорамного осмотра расскажите ребёнку о её возникновении и строительстве, подчеркните величие этого архитектурного сооружения. (Приложение 1)

Далее идём по улице М. Богдановича, ведём беседу о транспорте, который нам встречается, классифицируем его по назначению. Переходим дорогу. Заранее повторяем с ребёнком правила дорожного движения и соблюдаем правила безопасности. После того, как перешли дорогу и продолжаете двигаться по маршруту, поиграйте с ребёнком в словесную игру «Не разорви бусы» (называем женские имена на последнюю букву).

Перед вами памятник Софии Слуцкой. Рассмотрите с ребёнком памятник. Расскажите о жизни и деятельности Софии, раскрыв её роль, как защитницы православия. (Приложение 2)

Маршрут продолжается по набережной реки. Понаблюдайте с ребёнком за природой летом. Загадайте загадки о цветах, насекомых, деревьях и т. д. (Приложение 3)

После того, как перейдёте мост через реку, поднимитесь по ступенькам. Слева от вас вы увидите памятник Анастасии Слуцкой, ещё одной исторической личности г. Слуцка. Расскажите ребёнку о её жизни и деятельности. Прочитайте и обсудите стихотворение о ней.

(Приложение 4)

В заключение вашей прогулки обратите внимание ребёнка на то, что А. Слуцкая и С. Слуцкая, хоть и разные женщины, но сыграли одинаковую роль в жизни нашего города.

Возвращаясь с прогулки, обратите внимание ребёнка на камень, который расположен недалеко от памятника А. Слуцкой. Поинтересуйтесь, знает ли он, что за цифры изображены на нём. Обратите внимание ребёнка на то, сколько лет исполнилось нашему городу в этом году.

После прогулки предложите ребёнку вместе нарисовать то, что больше всего понравилось. Сделайте вместе с ним поделку из пластилина.

 

 

Приложение 1

Существовавшая в Слуцке Варваринская церковь серьёзно пострадала от огня и в 1797 году была упразднена без восстановления. Её название и уцелевшее имущество были переданы новой церкви в 1798 году, она была построена на северо-восточной окраине, на кладбище. Строительство этой церкви длилось около 5 лет с 1974 года, и к 1800 году она была полностью завершена.

Ремонт новой церкви был проведён в 1868 году, после которого она видоизменилась и сохранилась лишь до середины XX века. Ночью с 7 на 8 апреля 1953 года Варваринская церковь полностью сгорела вместе со всем своим имуществом. В конце 1995 года – начале 1996 года, около моста через реку Случь, была построена часовня.

 

 

Приложение 2

Праведная София Юрьевна, княгиня Слуцкая, княгиня Радзивилл была последней княгиней Слуцкой и Копыльской, последней представительницей княжеского рода Олельковичей Слуцких. Умерла она в 1612 году в возрасте 26 лет. Практически сразу после смерти София стала почитаться в народе как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Затем ее начали прославлять как заступницу православия в ВКЛ. В 1984 она году была канонизирована.

В сентябре 2000 года в нескольких сотнях метров от центральной площади города был официально открыт и освящен памятник Софии Слуцкой. Он стал одним из самых узнаваемых символов города. На трех сводах арки архитекторы разместили мраморные доски с эскизами слуцких церквей, монастырей и собора XII—XX веков.

 

Приложение 3

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать,
Ни войти. 
(Радуга)

                 В ярком платье модница —
                 Погулять охотница.
                 От цветка к цветку порхает,
                 Утомится — отдыхает. 
                 (Бабочка)

Бежал по тропке луговой -
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой -
Вся речка сделалась рябой.
(Ветер)

                 Мы по ковру идем с тобой,

                 Его никто не ткал.

                 Он разостлался сам собой,

                 Лежит у речки голубой И желт, и синь, и ал!

                 (Луг)

 

Он стучал по нашей крыше

то погромче, то потише.

Все деревья напоил,

листья, травы намочил,

всё полил, пореже стал,

а потом совсем пропал.

(Дождь)

 

Приложение 4

Анастасия была выдана замуж за слуцкого и копыльского князя Семёна Михайловича Слуцкого, который умер в 1503 году. Поскольку их сын, Юрий, был ещё мал, то управление княжеством оказалось в руках Анастасии.

В это время на территорию княжества часто нападали татары. Князю Семёну не раз приходилось отражать набеги. А после его смерти отражением набегов занялась княгиня Анастасия, которая лично возглавляла войска. И ей в период 1505—1508 годов удалось защитить Слуцк, хотя территория княжества подверглась разорению.

Памятник Анастасии Слуцкой установлен у входа в дворец бракосочетаний 13 сентября 2016 года. Является собирательным образом княгини Анастасии Слуцкой в воинском облачении. Она удерживает впереди себя обеими руками меч, опирающийся остриём на постамент.

Памятник изготовлен из гранита и бронзы. Это первый в Белоруссии памятник сочетающий в себе камень и бронзу. Высота памятника 4,4 метра, вес постамента 6 тонн, юбки 5 тонн, бронзы 600 кг, общий вес 11,6 тонн.

свернуть

Маршрут выходного дня «Музей истории Слуцких поясов» (для детей 5-7 лет)

Цель: способствовать побуждению интереса к культурно – историческому наследию родного города и социальным объектам ближайшего окружения.

Задачи экскурсии:

o   формирование представлений о социальных объектах ближайшего окружения;

o   активизация общения членов семьи в условиях совместного семейного отдыха;

o   закрепить правила поведения в общественных местах;

o воспитание уважения к малой родине, бережного отношения к природе и предметам рукотворного мира.

Тип экскурсии: семейный маршрут выходного дня.

Вид экскурсии: пешеходная.

Адрес музея: г. Слуцк, ул. М.Богдановича,8.

Подробную информацию можно получить по телефону: (801795) 36809

http://slutskiepoyasa.by

 

Содержание маршрута

Перед тем как начать свое  путешествие расскажите ребятам, что мы с вами живем в самой красивой Республике Беларусь. Республика Беларусь – это наша Родина. Но у каждого человека еще есть и малая Родина, город или деревня в которой он родился и рос. Для нас с вами это наш любимый город Слуцк.

 

Поиграйте в игру и узнайте, как хорошо дети знают свой город.

Игра « Я твоя частичка»

Вы говоритеЯ – Слуцк(в ответ  дети называют достопримечательности города, социальные объекты, улицы, переулки и т. д.)

 Расскажите ребятам о Слуцких поясах, благодаря которым о нашем городе знают во всем мире. Как правило,  пояса не завязывали на узел, наоборот, обкручивали вокруг талии, а концы свисали спереди, привлекая к себе внимание. Пояса были очень длинные. Слуцкий пояс состоял из трех частей. Самая большая часть называлась – середник, чаще всего с изображенными поперечными полосами с мелким рисунком. Две части по бокам – это так называемые голова и конец. На них ткали цветы, стебли, листья, веточки деревьев, разнообразные медальоны. К концам пришивалась бахрома. Слуцкие пояса изготавливались вручную  с применением серебряных и золотых нитей.

Ткали пояса только мужчины, т.к. считалось, что от женских рук серебряные и золотые нити не будут блестеть. Сейчас у нас в городе так же изготавливают Слуцкие пояса, но ткут их не люди, а механический ткацкий станок, который есть только у нас в Слуцке и находится  на фабрике художественных изделий. В нашем городе также есть музей Слуцких поясов, там можно узнать много интересной информации о поясах. Возле музея установлены скульптуры: " Ткачу" и "Возрождение Слуцкого пояса".

Предложите своим детям совершить экскурсию в музей, но для этого сначала постройте маршрут на карте, по которому можно дойти до музея. (приложение 1)

 Мы предлагаем вам вариант маршрута от детского сада до музея. Вы можете им воспользоваться или построить свой аналогичным образом, выбирая те ориентиры, которые более знакомы вам и вашим детям.

   1 ориентир.  Аптека    (приложение 2)       

Дети находят аптеку на карте и прорисовывают участок маршрута от детского сада до аптеки.

   2 ориентир.   Почта  (приложение 3)

Дети находят на карте почту, после прорисовки следующей части маршрута.

    3 ориентир. Дом культуры (приложение 4 )

Дети находят дом культуры на карте и прорисовывают участок маршрута.

    4 ориентир   Перекресток (приложение 5)

Найдите на карте ближайший перекресток и прорисуйте до него участок маршрута.

    5 ориентир  Река Случь (приложение 6)

Прорисовывается маршрут до реки Случь.

    6 ориентир Скульптура «Ткач»

Для того, чтобы узнать следующую точку маршрута предложите ребенку поиграть в игру. (приложение 7)

Прорисуйте с ребенком последний участок вашего маршрута.

  Поздравляем вас, маршрут построен, можете смело отправляться в путь. Не забудьте взять с собой головные уборы, воду и хорошее настроение.

По дороге к аптеке расскажите ребенку:

 Аптека – это магазин, в котором жители нашего города могут приобрести необходимые для лечения лекарственные средства и витамины, а продавцов в аптеках называют фармацевтами. Это очень ответственная работа.  Если вы не знаете, какое вам нужно лекарство, фармацевт вам поможет. Фармацевт знает много лекарств и как ими лечить людей.

Спросите у ребенка, могут ли дети сами принимать  лекарства и что может плохого произойти.

Подойдя к дороге, обратите  внимание детей на светофор, «зебру», повторите с детьми правила перехода на другую сторону улицы, через дорогу.

У почтового отделения связи расскажите ребенку:

 Почта — учреждение для пересылки писем, посылок, бандеролей, денежных отправлений. В каждом отделении связи работают сотрудники почты. Одни  продают марки, конверты, открытки, другие принимают и выдают посылки. Есть на почте и почтальон. Этот почтовый работник с большой сумкой на плече разносит людям газеты, письма, журналы и опускает их в почтовый ящик. Давно, когда не было мобильных телефонов, люди чтобы поделиться новостями писали друг другу письма и с нетерпением ждали почтальонов с ответом.

Продолжая движение по маршруту, поиграйте с ребенком:

«ИНТЕРВЬЮ»

Предложите  ребенку  составить небольшой связный рассказ по теме «Мой город».

«ТАК БЫВАЕТ»

Например:

Холодный Слуцк (город зимой),

веселый Слуцк (город в дни праздников),

тёмный Слуцк (город ночью),

молодой Слуцк (новостройки, молодые жители) и т. д.

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Город, улица, флаг, дом, лес, сад, завод, сквер, магазин, река, мост, парк, школа и т.д.

«СОСЧИТАЙ ЭТАЖИ»

«Назови дом, в котором 1, 2, 3, 4, 5 этажей».

Можно назвать начало слова, а ребенок продолжает и называет слово целиком.

У Дома культуры рассмотрите с ребенком металлическую скульптуру музыканта, афишы будущих спектаклей и концертов. Спросите у ребенка, если бы ему предложили сыграть в спектакле, какую роль он бы выбрал и почему.

Мост через реку Случь. Поиграйте с ребенком в игру: «Знаю, знаю!»

Вы описываете  одного из обитателей реки, например, щуку, либо объект, который ассоциируется с рекой. Ребенок говорит: «Знаю, знаю!» и называет задуманное слово. Если он отгадал правильно, то теперь его очередь описывать следующий объект.

Скульптура «Ткач». Рассмотрите с ребенком скульптуру «Ткач» (скульптор Сергей Гумилевский), которая установлена перед входом в «Музей истории Слуцких поясов».

Перед посещением музея поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он правила посещения музея:

  1. Не трогать руками экспонаты и витрины;
  2. Не мешать другим посетителям;
  3. Не разговаривать громко и не шуметь;
  4. Передвигаться не спеша.

Музей истории Слуцких поясов состоит из нескольких зон. В первой – «Пласты истории» можно увидеть представителей разных мировых цивилизаций в определенные периоды истории. В зоне «Слуцкий пояс» представлен оригинал и копия слуцкого пояса. В зоне «Фрагмент дворца Радзивиллов» можно увидеть, как жили представители знатного рода. Зона «Мануфактура» даёт представление о состоянии производства XVIII–XIX вв. «Народная зона» знакомит посетителей с бытом обычных людей. В музее можно увидеть станок немецкой фирмы Mageba, сделанный по специальному заказу и не имеющий аналогов в мире. В «Сувенирной лавке» можно приобрести памятный сувенир.

После посещения музея можно поиграть с ребенком в игру «Правда или ложь», которая поможет закрепить информацию, полученную в музее.

Игра «Правда или ложь»

Вы рассказываете, если дети согласны, то говорят «правда», если не согласны, то говорят «ложь» и называют ошибку.

Слуцкие пояса носили только женщины. (Ложь - носили только мужчины.) Слуцкие пояса были очень короткие. (Ложь- очень длинные.) Пояса ткали только мужчины. (Правда.) На поясах ткали животных. (Ложь - ткали цветы, листья, веточки деревьев.) Когда ткали пояса использовали золотые и серебряные нити. (Правда.) О Слуцких поясах знают только в нашем городе. (Ложь- знают во всем мире.)

После прогулки предложите своему ребенку нарисовать, сделать коллаж о том, что ему больше всего понравилось и запомнилось.

Приложение 1

Приложение 2

Путем построения логической цепочки дети отгадывают слово аптека.

 

(Пример: Мальчик заболел. Мама вызвала на дом врача. Врач назначил лечение и выписал рецепт на лекарства. Вопрос: Куда мы пойдем за лекарством?)

 Все эти рассуждения должен делать ребенок самостоятельно.

Приложение 3

Зачитайте ребенку отрывок из стихотворения С.Маршака "Почта". Дети должны назвать произведение.

Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.

Приложение 4

Путем построения логической цепочки дети отгадывают слово дом культуры.

 

Приложение 5

Предложите детям отгадать загадки, чтобы узнать следующий ориентир.

Регулировщик – машин руководитель.

Там, где он, легко и просто,

Он для всех – путеводитель.

Работает, где сложный ...

Ответ: Перекресток

 

Дороги здесь встречаются

И снова разбегаются.

Ответ: Перекресток

 

Рассмотрите с детьми рисунок и повторите основные правила дорожного движения.

Приложение 6

Путем построения логической цепочки дети отгадывают слово река.

                 

Приложение 7

Словесная игра

Вы называете профессию в женском роде, а ребенок должен сказать, как будут называть мужчину с этой профессией.

Учительница - ….

Летчица - ……

Писательница - …

Художница - …

Артистка - …

Ткачиха – ткач

 

свернуть
поделиться в:

Интернет-ресурсы: