Контактная информация:
Почтовый адрес: 223610 Минская область, г. Слуцк, ул. Комсомольская, 7.
Телефон: 8 01795 2 36 79
Сайт школы: https://gymn1.slutsk-vedy.gov.by
Слуцкая гимназия - старейшее учебное заведение Белоруссии, основанное в 1617 году князем Янушем Радзивиллом. Называли её Слуцкими Афинами.
В 1829?38 годах старое деревянное здание заменило новое каменное строение, построенное по проекту Короля Подчашинского. Проект гимназии сохранился до настоящего времени.
Здание является памятником архитектуры эпохи классицизма, в настоящее время в нём находится один из корпусов гимназии. В её стенах каждому не только давали большой объём знаний, но и учили по-настоящему мыслить. При этом умело использовался диалог учителя и ученика. А именно его как плодотворную форму обучения ввёл Платон в своей известной Афинской академии. Много выпускников, среди которых были и наши земляки, стали известными людьми не только в Беларуси, но и за её границами. Это писатели А. Обухович и Я. Дыла, учёный звёздного неба астроном В.Цесарский, известный конструктор в области космонавтики С. Косберг. Нельзя не назвать имена учёных-медиков А. Яремича, А. Крассовского, художника К. Карсалина
Содержание маршрута:
Перед тем, как идти к гимназии расскажите ребёнку о том, что Слуцкая гимназия - старейшее учебное заведение Беларуси. Здание является памятником архитектуры. Рассмотрите с ребёнком фотографии (приложение №1). В гимназию принимали шляхетских детей, горожан, иногда крестьянских детей. Учились дети 6-8 лет.
Занятия начинались с 8 до 10 и продолжались после обеда с 13 до 15 часов. В современной гимназии можно увидеть колокольчик, звоном которого учащимся сообщали о начале и окончании урока(приложение №2).
По средам и субботам после обеда отдыхали. Отдыхали также в некоторые дни перед или после праздников. После экзаменов давался шестидневный отдых. Каждую субботу следили за тем, чтобы все было аккуратно записано. Помимо домашних заданий учащиеся гимназии выполняли письменные упражнения, писали сочинения, делали переводы. В старейшей гимназии Беларуси можно увидеть копию старейшего в мире «Букваря»! О том, как передавали копию в музей гимназии можно посмотреть в интернете Ист: youtube.com; (приложение №3).
В одном из залов гимназии выступал белорусский поэт Якуб Колас. Здесь поэт впервые прочитал свою поэму «Новая зямля». Покажите ребёнку фотографию поэта (приложение №4)
По дороге от дома к гимназии можно составить план-схему движения, отмечая наиболее запоминающиеся объекты. Обратите внимание ребенка, как и на чём можно добраться до школы.
Рассмотрите старые здания и новостройки, покажите городские (Слуцкая укрупненная типография, одна из старейших в стране, организованная предположительно более 400 лет назад, часовня Варвары великомученицы), промышленные предприятия и расскажите об их продукции (фабрика художественных изделий).
Во время движения можно задать ребёнку вопросы:
- Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (ученики, школьники, первоклассники).
- Что находится у школьников в портфелях?
- Как можно назвать все эти предметы одним словом?
- В какое время года дети идут учиться?
- Послушай слова - учить, учитель. Какая часть у слов - родственников общая?
- А у слова «школа» есть родственные слова... (школьник, школьная, школьница).
- Чем отличается школа от детского сада?
Можно поиграть и в такую игру: «Догадайся и ответь»
- Как в школе называется взрослый, который учит детей? (учитель)
- Как в школе называют детей? (ученики)
- Как называется книга, по которой учатся ученики? (учебник)
- Куда учитель ставит ученикам оценки? (дневник)
- Коробка для ручек и карандашей? (пенал)
- Перерыв между уроками называется? (перемена)
- Прозвенел звонок начинается…(урок)
- Стол за которым пишут ученики – это…(парта)
Во время отдыха, сидя на скамейке, можно в ненавязчивой форме побеседовать о том, каким должен быть хороший ученик:
Родитель (Р): Послушай, как учила мама своего маленького крокодильчика:
Зеленого крокодила
Зеленая мать учила:
-Можешь ты быть ученым,
Конструктором или поэтом,
Но главное - быть зеленым!
Запомни, пожалуйста, это.
Права ли мама крокодильчика? (ответ ребёнка)
Р: А вот чему учила своего сыночка другая мама, мама гиппопотама:
Можешь ты быть акробатом,
Конструктором или поэтом,
Но главное - быть пузатым.
Счастье, сыночек, в этом.
Хорошим учителем оказалась мама гиппопотама? (ответ ребёнка )
Р:А серого мышонка
Серая мама пугала:
-Можешь ты быть инженером,
Ученым или поэтом,
Главное - быть серым,
Маленьким и незаметным.
Р : А какими должен быть ты, чтобы стать хорошим учеником? (ответ ребёнка)
По дороге можно выучить с ребёнком физминутку, которую впоследствии можно использовать во время выполнения заданий:
Утром в школу мы идем: раз – два, раз - два.
На урок зовет звонок: раз – два, раз - два.
Учитель спросит – надо встать,
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
Только руку подними.
Дети любят фотографироваться, а возможно, и фотографировать. Поэтому не забудьте сделать несколько снимков на память о путешествии. Принесите фотографии в детский сад. Дети с удовольствием выступают в роли экскурсоводов и рассказывают воспитателям и детям о своих впечатлениях.
По возвращении
- Предложите ребёнку рассказать домочадцам путь, опираясь на составленный план.
- Предложите ребёнку заполнить «копилку первоклассника».
Предложите ребёнку «наполнить» две копилки: «трудности ученика» и «успехи ученика» (в качестве копилки можно использовать любые непрозрачные баночки с наклеенными названиями разного цвета). Ребёнок должен перечислить, что, по его мнению, может затруднить его учебу, жизнь в школе, огорчить или, наоборот, принести удовольствие, обрадовать, помочь справиться со школьными трудностями. Каждое высказывание сопровождается бросанием монеток (фишек, горошинок и пр.) в соответствующую копилку. Когда варианты иссякнут, предложите ребёнку «погреметь» копилкой и определить, где содержимого больше. Если ребёнок считает, что копилка «успеха» звонче, подвести к тому, что и успехов в жизни ученика больше. Если одинаково, то, несмотря на трудности, будет и не меньше успехов. А если трудностей больше – добавить «фишек» в копилку «успеха», упомянув то, о чем забыл ваш ребёнок.
- Поиграйте всей семьёй:
Упражнение «Собираем портфель» Все участники сидят в кругу. Мама говорит: «Я положу к себе в портфель...» – и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Ребенок повторяет название предмета, который назвала мама, и добавляет свой предмет, следующий член семьи – первые два слова и свое, последний повторяет все названные предметы.
Игра "Замочная скважина" Положите на стол какую-нибудь картинку с изображением предмета на школьную тему. Затем накрыть сверху листом с замочной скважиной. Отверстие скользит по поверхности картинки, позволяя видеть ребенку только отдельные ее части. Задача ребенка догадаться, что изображено на картинке.
Дидактическая игра "Подскажи словечко"
(взрослый читает четверостишия, а ребёнок заканчивает его нужным по смыслу словом)
Если в школу ты пошел —
Новый статус приобрел.
Был ребенок, был дошкольник,
А теперь зовешься… школьник
«Какой у утконоса нос?» —
Такой попался мне… вопрос
Знал его я назубок —
Дома выучил… урок
Пишу в тетради аккуратно,
Хочу, чтоб было все понятно.
Я написал уж много строк,
Остался чист один… листок
Нарисую лето, маму
И себя. На мне — панаму.
Море, радугу и дом.
Все хранит в себе… альбом
Подруга всех учеников,
Она от школьной жизни старта
До школьников-выпускников
Повсюду рядом. Это… парта
Он для ручек домом стал.
Называется… пенал
А теперь вам на урок!» —
Сообщает нам… звонок
Первая книга, что знания дает,
Ее первоклассник в портфеле несет.
Всегда и повсюду, сегодня и встарь
Школьнику очень нужен… букварь
Шел урок, а он молчал —
Перемену, видно, ждал.
Только кончился урок,
Громко зазвенел… звонок
В нем лежат пенал, тетрадки
И на завтрак бутерброд.
Все учебники в порядке
В школу ученик несет.
Он блестит, как будто глянец, —
За спиной красивый… ранец
Будем весь урок писать,
Пригодится нам… тетрадь
Я уроки посещаю
И всегда веду дневник.
Сам себя я называю
Школьник или… ученик
4.Почитайте с ребёнком:
* М. Зощенко «Не надо врать» из цикла рассказов «Лёля и Минька»
* I. Муравейка «Пра мышку I книжку»
* С.Т.Погорелова Круглый год «Сентябрь»
В сентябре встречают школы
Шумный, детский хоровод,
Загорелый и весёлый.
Силы есть на целый год!
Буду я прилежным самым,
Чтоб учиться, нужен труд.
Будет радоваться мама,
Папа, брат меня поймут.
И учитель наш стремится –
Чтоб успех пришёл ко всем.
Учит он ребят учиться,
Догадался я зачем:
Знали б грамоту, природу,
Как был пращур крепостным,
Благо принесли народу,
Утешение родным.
Сделали бы жизнь счастливой
От начала до конца,
Нашу Родину красивой,
И прославили Творца!
5 Загадайте загадки:
1. Чтобы было, где писать
В школе нам нужна… (тетрадь)
2. Буквы все от А до Я
На страницах… (букваря)
3. Если ты его отточишь
Нарисуешь все, что хочешь
Солнце, море, горы, пляж
Что же это… (карандаш)
4. Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водят по страничке… (кисточка)
5. Должен каждый ученик
В школу брать с собой…. (дневник)
6. Я люблю прямоту, я самая прямая,
Сделать ровную черту всем я помогаю… (линейка)
7. Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота! ( Цветные карандаши)
6 Составьте рассказ о путешествии или придумайте сказку… 7 Изготовьте вместе с ребёнком коллаж, закладки для учебников (приложение №5).
8 Предложите ребёнку: - нарисовать школу будущего, - «поиграть» с линией и точками
Приложение №1
Слуцкая гимназия на рисунке Наполеона Орды. 1870г?
Гимназия и кальвинистский собор, панорама улицы Широкой на фото начала 20 века
современный вид гимназии
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Мы в соцсетях & RSS